Основные результаты деятельности

В 2023 году наша организация продолжала проектную деятельность в социальной сфере при поддержке Фонда президентских грантов.

Образование

В сентябре 2023 года прошла заключительная конференция, подведшая итоги проекта «Первые шаги к цифровой школе», реализованного в 2022-23 гг. при поддержке Фонда президентских грантов. В проекте приняли участие свыше 3500 первоклассников, их родители и педагоги из 70 школ из нескольких регионов России. Проект успешно завершен в сентябре 2023 г., получено Заключение Фонда о надлежащей реализации проекта.

Опыт проекта нашел отражение в популярном издании «Клавиатурное письмо в начальной школе», где подробно описываются педагогические эффекты, достигаемые с использованием программы цифрового тренинга.

Совместно с постоянным партнером – Студией «Март» — наша организация также приняла участие в проведении региональных диагностических процедур по оцениванию уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся 3-4 классов школ Ленинградской области. Диагностические задания на платформе «Учим учиться» выполняли 1300 школьников из 37 образовательных организаций.

По результатам проекта «Первые шаги к цифровой школе» нашим партнером – Ассоциацией образовательных учреждений Калининградской области – был инициирован новый проект «Шаги в цифровое будущее», поддержанный региональной субсидией Фонда президентских грантов. Одной из его целей является профессиональное развитие учителей начальной школы и школьных администраторов в рамках сообщества, сформировавшегося в 2022-23 учебном году. В этом проекте наши специалисты выступают в роли научных руководителей и проводят регулярные вебинары для школьных команд, посвященные различным аспектам цифровой трансформации начальной школы. В этих мероприятиях участвует более 10 школ из Калининграда и Калининградской области. Итоги проекта будут подводиться весной 2024 г.
Договор с Ассоциацией образовательных учреждений Калининградской области.

Работа со школьниками на платформе «Учим учиться» продолжалась в 2023 году и вне проектных рамок. По сравнению с предшествующими годами существенно расширился круг образовательных организаций, заинтересованных в цифровой учебной практике, разработанной нашими специалистами — информационном тренинге. Во многом это связано с новой редакцией ФГОС, где прямо содержится требование формирования основ функциональной грамотности в начальной школе. Именно эту задачу наша организация решает с помощью информационного тренинга. Помимо первоклассников, на платформе работают и школьники более старших возрастов: от 2 до 6 классов. Общее количество пользователей, зарегистрированных в первой половине 2023-24 учебного года превысило 8000 учеников. Многие школы используют эту практику уже в течение нескольких лет.

В 2023 году наши специалисты выступали с докладами на различных конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Пскове, Улан-Удэ, доклады опубликованы в региональных сборниках. В 2023 году была продолжена практика проведения регулярных вебинаров для школьных педагогов и родителей. Вебинары транслировались в Сети и в настоящее время доступны для просмотра на канале «Студии «Март».

В 2023 году получили развитие наши партнерские отношения с НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербургский филиал), Балтийский федеральный университет им. И. Канта. Наши представители приняли участие в ежегодных конгрессах, проводимых этими университетами.

Культура

В 2022 году для нашей организации основным проектом в сфере культуры был БилибинФест — межрегиональный фестиваль детского творчества, поддержанный Президентским фондом культурных инициатив. В нем объединились главные для нашей организации направления: образование и культура.

После завершения грантового проекта наша организация вместе с партнером Музейным агентством Ленинградской области решили сделать фестиваль ежегодным. В 2023 году нами были проведены конкурсы для школьных команд. Весной 2023 года в двух конкурсных программах приняли участие свыше 100 школьников из Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов. Школьные команды и индивидуальные участники получили дипломы и подарки. Лучшие конкурсные работы опубликованы в виртуальной Билибинской библиотеке, поддерживаемой нашей организацией.

Осенью 2023 года была объявлена программа межрегионального проекта «БилибинФест 2023/24», итоги конкурсов будут подведены уже в 2024 году.

Реализация важных социальных проектов требовала постоянного взаимодействия с большим количеством партнерских учреждений образования и культуры в разных регионах и представления нашей организации в публичном пространстве. В 2023 году нами была разработана и опубликована новая редакция публичного сайта, где представлены все направления нашей деятельности. Ход и основные результаты выполняемых проектов отражались на сайтах:  Учим-учиться.рф и  БилибинФест.рф, а также на сайте виртуальной Билибинской библиотеки gallery.bilibinfest.ru.

Итоги деятельности

За год количество благополучателей от нашей деятельности выросло почти до 20 тысяч человек. Такой объем работы в социальных проектах потребовал от всех нас значительного напряжения сил, и мы не имели возможности уделять достаточно внимания разработке новых инициатив. Вместе с тем, нельзя не отметить, что популярность существующих образовательных решений продолжает расти, и отзывы, получаемые нами из разных регионов, свидетельствуют о расширении аудитории заинтересованных пользователей.

Основная часть финансовых поступлений связана с выполнением проектов на цифровой платформе «Учим учиться». Все полученные средства расходовались на поддержку текущей деятельности организации, в том числе, на софинансирование президентского гранта. В 2023 году на волонтерских началах наша организация поддерживала проведение мероприятий БилибинФеста.

И аналитический, и финансовый отчет по проекту «Первые шаги к цифровой школе» приняты Фондом президентских грантов. Задолженности перед бюджетом, своими сотрудниками и партнерами нет.

В 2022 году наша организация продолжала проектную деятельность в социальной сфере при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Фонда президентских грантов.

Образование

Наша организация получила поддержку Фонда президентских грантов для проекта «Первые шаги к цифровой школе». Проект реализуется в 2022-23 учебном году и будет завершен в сентябре 2023 года. Нашими партнерами в проекте являются Ассоциация школ Калининградской области, Псковский областной институт повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО) и «Студия «Март» — создатель и оператор цифровой платформы для начальной школы «Учим учиться».

Целевая группа проекта — первоклассники и их учителя. В проекте участвуют свыше 3500 школьников из различных регионов России. Количество школ, с которыми наша организация взаимодействует в проекте, — свыше 70. Организационную и методическую помощь нам оказывают эксперты Балтийского федерального университета им. И. Канта и ПОИПКРО.

Научно-методической основой проекта является модель цифровой учебной практики — информационного тренинга, которая была разработана И.Н. Кондратьевой и Д.Д. Рубашкиным и прошла широкую апробацию в рамках проекта «Управление развитием образовательных отношений субъектов в начальной школе в условиях цифровизации» (2020–2022), поддержанном грантом Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Наша организация привлечена научным коллективом для организации экспериментальной работы на образовательных площадках. Итоги эксперимента нашли подробное освещение в коллективной монографии «Цифровизация начальной школы: сеанс одновременной игры». Электронная версия монографии доступна на сайте РФФИ.

Работа со школьниками на платформе «Учим учиться» продолжалась и вне рамок грантового проекта. По сравнению с предшествующими годами существенно расширился круг образовательных организаций, заинтересованных в информационном тренинге. Во многом это связано с новой редакцией ФГОС, где прямо содержится требование формирования основ функциональной грамотности в начальной школе. Именно эту задачу наша организация решает с помощью информационного тренинга. Помимо первоклассников, на платформе работают и школьники более старших возрастов: от 2 до 5 классов. Общее количество пользователей, зарегистрированных на платформе в 2022-23 учебном году, увеличилось вдвое и почти достигло семи тысяч.

Опыт работы платформы «Учим учиться» обобщен в популярном издании «Ступени к цифровой школе. Как сформировать основы функциональной грамотности у младших школьников».

Культура

Основным проектом в сфере культуры был БилибинФест — межрегиональный фестиваль детского творчества, поддержанный Президентским фондом культурных инициатив. Начавшись в конце 2021 года, он завершился 26 декабря 2022 года заключительным мероприятием, в ходе которого были названы победители, призеры и лауреаты трех конкурсов, проведенных в рамках БилибинФеста. Школьные команды и индивидуальные участники получили дипломы и подарки. Центральной частью церемонии было представление авторами своих конкурсных работ: сказочных словарей, альбомов рисунков и фотографий и авторских книг.

Специалисты учреждений образования и культуры высоко оценили как активности и заинтересованность школьников, так и уровень многих конкурсных работ. С ходом просветительской и конкурсной программы БилибинФеста можно познакомиться на сайте проекта БилибинФест.рф, а с лучшими конкурсными работами — в специально созданной виртуальной Билибинской библиотеке. Планируется, что в начале 2023 года в учреждениях культуры Ленинградской области будут проведены выставки лучших конкурсных работ, где можно будет познакомиться с авторскими произведениями не в электронном, а в бумажном виде.

В 2022 году мы также продолжали сотрудничество в различных форматах с Музейным агентством Ленинградской области.

В целом 2022 год оказался очень напряженным, так как реализация важных социальных проектов требовала от нашей организации постоянного взаимодействия с большим количеством партнерских учреждений образования и культуры в разных регионах. Ход и оссновные результаты деятельности нашей организации отражались на проектных сайтах: Учим-учиться.рф и БилибинФест.рф

За год количество благополучателей от нашей деятельности выросло почти до 15 тысяч человек. Такой объем работы в социальных проектах потребовал от всех нас значительного напряжения сил, и мы не имели возможности уделять достаточно внимания инициативным проектам.

Основная часть финансовых поступления 2022 года связана с выполнением грантовых проектов, а также с выполнением заказом государственных организаций. Все полученные средства расходуются на поддержку текущей деятельности организации, в том числе, на софинансирование грантов ПФКИ и ФПГ.

Задолженности перед бюджетом, своими сотрудниками и партнерами нет.

В 2021 году наша организация продолжала проектную деятельность в традиционных для себя сферах.

Образование

Основным направлением в этой области стала поддержка различных активностей на цифровой платформе для начальной школы «Учим учиться». Сервисы этой платформы начали использоваться школами с 2018-19 учебного года при поддержке Фонда президентских грантов. За несколько лет взаимодействия с десятками школ наша организация сумела разработать образовательное решение, готовое для внедрения в регулярную практику младших классов. Фактически нам вместе с нашим партнером — «Студией «Март» удалось разработать модель использования цифровых инструментов в начальной школе.

Эта модель была использована в проекте «Управление развитием образовательных отношений субъектов в начальной школе в условиях цифровизации» (2020–2022), поддержанном грантом Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). По поручению руководителя научного коллектива профессора Н.А. Заиченко наша организация взяла на себя функции оператора по взаимодействию со школами пяти регионов России в течение всего срока реализации проекта.

Основные результаты 2020-21 учебного года обобщены в коллективной монографии «Цифровой дебют образовательных отношений» (СПб, 2021), в написании которой приняли участие представители нашей организации. Электронная версия монографии доступна на портале РФФИ.

Пилотный эксперимент был продолжен в 2021-22 учебном году. Окончательные итоги будут подведены в конце учебного года, но уже очевиден большой потенциал педагогического подхода и сервисов платформы «Учим учиться». Предложенная модель цифровизации начальной школы вызвала большой интерес в разных регионах. К началу 2022 года на платформе работали почти 3500 школьников. Наша организация рассчитывает, что в 2022-23 учебном году станет возможным масштабирование педагогической инновации на региональный уровень. Мы планируем совместный с партнерскими регионами поиск финансовых ресурсов для перехода от взаимодействия с отдельными школами к работе с региональными школьными кластерами.

Вместе со «Студией «Март» мы также работали в течение 2021 года над совершенствованием программных механизмов платформы «Учим учиться» и ее сервисов.

Культура

Многолетний опыт работы с учреждениями культуры и образования дал нам основания для того, чтобы принять участие в первом конкурсе Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ). Совместно с нашим давним партнером, Музейным агентством Ленинградской области, мы подали проектную заявку «Культурный код Ивана Билибина: фестиваль детского творчества». В ней мы предложили соединить идею преемственности культурной традиции с развитием креативных индустрий и, в частности, познакомить детей и подростков с технологиями книжного дизайна. Главным событием должен стать фестиваль БилибинФест, в котором в 2022 году примут участие школьники разного возраста.

Проект стал одним из победителей первого конкурса ПФКИ, получив у экспертов очень высокие баллы: 83 из 100 возможных. В 2022 году БилибинФест станет для нашей организации основной проектной активностью в сфере культуры. Первый этап проекта завершается в апреле 2022 года. Текущее состояние наших активностей отражается на сайте БилибинФест.рф.

В 2021 году мы также продолжали сотрудничество в различных форматах с Русским музеем и Музейным агентством Ленинградской области.

В целом 2021 год оказался сложным для работы в связи с карантинными ограничениями, существенно затруднившими работу наших партнеров — учреждений образования и культуры. Это привело к снижению годового дохода нашей организации и заставило ограничить реализацию инициативных проектов. Все полученные средства израсходованы на поддержку текущей деятельности организации, в том числе, на софинансирование гранта ПФКИ. Задолженности перед бюджетом, своими сотрудниками и партнерами нет.

Основным направлением деятельности ИЦ «ТСО» в 2020 году стала поддержка различных проектных активностей на цифровой платформе для начальной школы «Учим учиться».

Мы продолжили и успешно завершили проект «Учим учиться и учить», поддержанный Фондом президентских грантов. Его целью было развитие образовательной технологии для школьников, которая стала популярной благодаря проекту «Учим учиться». Опыт многих школ показал, что ученики младших классов могут в ходе самостоятельной работы добиваться значительного прогресса, но только при условии, что школа и семья смогут поддержать детей в ситуациях, когда они столкнутся с какими-то трудностями.

Чтобы такая поддержка могла осуществиться, мы разработали различные дистанционные сервисы для взрослых участников учебного процесса. Новый функционал личных кабинетов позволил более эффективно организовать наблюдение за учебными действиями, вовремя реагировать на тревожные ситуации.

Эти сервисы были испытаны весной 2020 года, однако в полной мере оценить их действенность помешали карантинные ограничения, из-за которых учебный год в начальной школе закончился досрочно. Но уже осенью, в новом учебном году, сервисами платформы стали регулярно пользоваться и родители, и педагоги. Это подтвердилось в ходе учебных действий, в которых в 2020-21 учебном году принимают участие более 2500 школьников.

Грантовый проект завершился в декабре, но работа на цифровой платформе с использованием дистанционных сервисов для детей и для взрослых продолжается, не снижая активности. Практически каждый день мы регистрируем порядка 200 пользователей, выполняющих задания различных тренинговых программ.

Фонд президентских грантов принял наш финансовый отчет; аналитический отчет был представлен своевременно, но пока находится в стадии рассмотрения.

Выполнение программы мероприятий, предусмотренных грантом, являлось для нас важнейшим, но не единственным проектом 2020 г. Опыт проектной деятельности нашей организации на платформе «Учим учиться» вызвал интерес специалистов, работающих в программе Российского фонда фундаментальных исследований «Цифровая трансформация школы». Методика и инструменты платформы были использованы для проведения пилотного эксперимента в рамках проекта «Управление развитием образовательных отношений субъектов в начальной школе в условиях цифровизации» (2020–2022).

Наша организация выступила оператором экспериментальной деятельности на образовательных площадках пяти регионов Северо-Запада, в которой участвуют более 1300 учащихся из 30 школ.

Из-за большой загруженности деятельностью на цифровой платформе организация в 2020 году не имела возможности заниматься новыми инициативными проектами. Мы продолжили сотрудничество с нашим традиционным партнером — Русским музеем, вместе с которым уже не первый год поддерживаем работу виртуальных филиалов на портале virtualrm.ru. Мы также продолжали сотрудничество в области образовательного консалтинга с нашим постоянным партнером — электронным издательством ООО «Мультимедиа-студия «Март» — и другими компаниями, работающими в сфере образования.

Все заработанные средства израсходованы на поддержку текущей деятельности организации и, в частности, на софинансирование грантовых проектов (согласно требованиям Фонда президентских грантов).

Ведение проектной деятельности в условиях пандемии осложнило нашу работу, но общий финансовый итог 2020 года заключается в том, что все обязательства нашей некоммерческой организацией выполнены, задолженностей перед бюджетом, собственными сотрудниками или партнерами нет.

В 2019 году ИЦ «ТСО» продолжил работу над проектом «Учим учиться». Все поставленные задачи были в итоге решены, проект признали успешным и педагоги, и родители. Мы получили много положительных отзывов и приняли решение продолжить развитие цифровой платформы информационного тренинга. Грантовый проект завершился 30.06.2019. Чтобы иметь возможность расширить рамки проекта, мы подали еще одну заявку в Фонд президентских грантов, но нам не повезло: не хватило одной трети балла, чтобы получить грантовую поддержку в первом конкурсе 2019 г.

Не получив финансовой поддержки, наша организация обратилась к школам с предложением приобрести у разработчика компьютерной платформы ученические лицензии с тем, чтобы продолжить работу в 2019-20 учебном году. Мы предложили тренинговые программы не только третьим-четвертым классам, но и более простые — для первых-вторых классов. Наш партнер установил минимально возможную цену на ученические лицензии: не больше 750 рублей за учебный год. Наша организация продолжила работать со школами на некоммерческой основе.

В результате в новом учебном году количество школьников даже увеличилось по сравнению с предыдущим. Мы очень благодарны педагогическим коллективам и родителям, принявшим решение о работе с нашим online сервисом.

Когда настало время второго грантового конкурса, мы подали очередную заявку в Фонд президентских грантов, и на этот раз получили поддержку. Благодаря Фонду у нас появилась возможность расширить возможности платформы «Учим учиться», добавив новые функциональные возможности для педагогов и родителей. Эти новые сервисы дадут возможность использовать большие данные, накопленные в ходе проекта, для дистанционного педагогического сопровождения работы школьников.

Выполнение программы мероприятий, предусмотренных грантом, являлось для нас важнейшим, но не единственным проектом 2019 г.

В соответствии с Уставом нашей некоммерческой организации разрешена предпринимательская деятельность. Это означает, что мы можем выполнять договорные работы в области использования информационных технологий в сфере образования и культуры. В 2019 году мы выполнили таких работ на сумму свыше 2 миллионов рублей. Наиболее значимым и престижным проектом было участие в реэкспозиции ГМЗ «Царицыно» (Москва). Нам было поручено создать видеоэкскурсии на основе комплекта трехмерных моделей зданий и сооружений архитектурного ансамбля. Мы также продолжали сотрудничество в области образовательного консалтинга с нашим постоянным партнером — ООО «Мультимедиа-студия «Март» — и другими компаниями, работающими в сфере образования.

Все заработанные средства израсходованы на поддержку текущей деятельности организации и, в частности, на софинансирование грантовых проектов 2018-19 и 2019-20 гг. согласно требованиям Фонда президентских грантов.

Общий финансовый итог 2019 года заключается в том, что все обязательства нашей некоммерческой организацией выполнены, задолженностей перед бюджетом, собственными сотрудниками или партнерами нет.

Важнейшим событием 2018 года для ИЦ «ТСО» было получение гранта Фонда президентских грантов. Мы вошли в число победителей второго грантового конкурса с проектом «Учим учиться».

Сроки реализации проекта: с июля 2018 по июнь 2019 года. Общая стоимость проекта составляет примерно 3,5 миллиона рублей. Половина этих средств предоставлена Фондом президентских грантов, а софинансирование было собрано из различных источников. ИЦ «ТСО» вложил в проект собственные средства, заработанные в рамках хозяйственной деятельности. Наш постоянный партнер — студия «Март» — предоставила нам лицензии на программное обеспечение для создания образовательного контента — тренинговых программ, а также 1200 индивидуальных лицензий на доступ к образовательному сервису для школьников, участвующих в проекте. Образовательные организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области также внесли свой вклад в проект, бесплатно предоставляя для мероприятий проекта компьютерное оборудование и помещение. Мы также благодарим наших коллег: педагогов и экспертов системы образования, выступивших в проекте в роли волонтеров. Без помощи партнеров успешное развитие проекта было бы невозможно.

Для реализации проекта организацией были заключены срочные договора со специалистами. Над проектом на платной основе работают 4 штатных сотрудника. Их работа частично финансируется из средств гранта, частично из собственных средств организации.

Первый этап проекта завершился в октябре 2018 года. Наш отчет был представлен Фонду президентских грантов в ноябре, после чего началось финансирование второго этапа проекта, сроки которого истекают в марте 2019 г.

Выполнение программы мероприятий, предусмотренных грантом, являлось для нас важнейшим, но не единственным проектом 2018 г.

В соответствии с Уставом нашей некоммерческой организации разрешена предпринимательская деятельность. Это означает, что мы можем выполнять договорные работы в области использования информационных технологий в сфере образования и культуры. В 2018 году мы выполнили таких работ на сумму порядка 1,4 миллиона рублей. Основными нашими заказчиками 2018 года были музейные организации: Музейное агентство Ленинградской области, Фонд музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. В образовательной сфере мы выполнили инновационную методическую разработку для НИУ ИТМО. Мы также продложали сотрудничество в области образовательного консалтинга с нашим постоянным партнером — ООО «Мультимедиа-студия «Март».

Все заработанные средства израсходованы на поддержку текущей деятельности организации и, в частности, на софинансирование проекта «Учим учиться» согласно требованиям Фонда президентских грантов.

Общий финансовый итог 2018 года заключается в том, что все обязательства нашей некоммерческой организацией выполнены, задолженностей перед бюджетом, собственными сотрудниками или партнерами нет.