Исследования

Цифровизация начальной школы

Опыт создания и использования цифровой платформы для начальной школы «Учим учиться» стал основой для проведения масштабного пилотного эксперимента в проекте «Управление развитием образовательных отношений субъектов в начальной школе в условиях цифровизации», выполненном в 2020-22 гг. при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований — направление «Цифровая трансформация школы». В основу методики исследования и контрольно-измерительных материалов положен опыт проектной работы на платформе «Учим учиться» в 2018/2019 и 2019/2020 учебных годах. Участниками пилотного эксперимента стали 30 школ в 5 регионах России.
Исполнителем проекта являлся научный коллектив под руководством профессора НИУ ВШЭ (Санкт-Петербургский кампус) Н.А. Заиченко. В состав проектной команды вошли И.Н. Кондратьева и Д.Д. Рубашкин, отвечавшие в проекте за экспериментальную работу на образовательных площадках.

Подробнее о деятельности организации в проекте РФФИ

Опыт, полученный в ходе пилотного эксперимента, был положен в основу программ профессионального развития для школьных команд, включающих учителей начальной школы и представителей администрации. Результатом прохождения такой программы является разработка дорожной карты цифровой трансформации конкретной школы. Апробация программы планируется в 2023-24 учебном году. Были также проведены мероприятия для родителей школьников.

Мероприятия в образовательном сообществе по итогам проекта РФФИ

Форсайт-Конгресс «Образовательные инициативы: новые отношения»
НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), 25 марта 2023 г.

Одна из сессий Форсайт-Конгресса «Инициаторы Цифры» посвящена цифровым практикам на платформе «Учим учиться». Модератор сессии Д.Д. Рубашкин.

Сессия «Инициаторы цифры» — презентация программы от модератора
Материалы, присланные на сессию
Ссылка на вебинар: 12 января
Ссылка на вебинар: 17 марта 

Основы теории управления в приложении к задачам системы образования

Одним из направлений деятельности организации является разработка формальных моделей для решения управленческих задач в сфере образования. С 2019 года директор организации Д.Д. Рубашкин читает курс «Принятие управленческих решений» для магистрантов СПб НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербургский филиала) в рамках программы «Государственное и муниципальное управление образованием».

Учебные курсы:

  • «Большие идеи в образовании. Идеи из техносферы» — модуль из совместного курса «Большие идеи в образовании».
  • «Разработка и принятие управленческих решений» (совместно с А.Л. Гехтман).
    Курс носит теоретико-прикладной характер(50% + 50%). Прикладной характер курсу придают освоение слушателями различных методик принятия управленческих решений; анализ конкретных ситуаций; разработка проектов управленческих решений и сценарных планов развития в ситуации принятия различных вариантов решений. 

Теоретические основания разработки дидактических материалов для цифровых учебных практик начальной и основной школы

Специалисты нашей организации и нашего партнера, Студии «Март» с 2021 года участвуют в междисциплинарных исследованиях, проводимых специалистами Психологического института Российской академии образования. Целью этих исследований является поиск цифровых моделей, которые могли бы послужить основой для реализации принципов психодидактики и экопсихологии при создании цифровых учебников нового поколения и других дидактических материалов. Исследования проводились в рамках проекта, поддержанного в 2020-23 гг. Российским фондом фундаментальных исследования.

Целью совместного исследования было соединение принципов психодидактики с кибернетическим подходом к организации учебного процесса, основанного на самообучении всех субъектов. В ходе этой работы была предложена модель организации взаимодействия субъектов учебного процесса с использованием сервисов цифровой платформы «Учим учиться» и разработаны примеры интерактивных заданий, которые были апробированы в условиях начальной и основной школы. Наиболее значимые теоретические и практические результаты нашли свое отражение в совместной статье: Панов В.И., Рубашкин Д.Д., Кондратьева И.Н., Борисенко Н.А. Междисциплинарные предпосылки концепции цифрового учебника и апробации его фрагментов на базе образовательной платформы «Учим учиться» //Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. № 3 (114) июль-сентябрь 2023 года, сс. 100-115.

Исследования и апробационные мероприятия планируется продолжить и в 2023-24 учебном году.

Основы менеджмента качества применительно к управлению образованием

Управление образованием является одной из самых сложных и масштабных административных задач. Ее уникальность обусловлена несколькими факторами: социальной значимостью для развития общества, вовлеченностью миллионов людей, субъективностью оценивания достижений образовательных институтов, большой инерционностью системы. Российская школа вот уже несколько лет находится в стадии поэтапного перехода на новые условия работы. Основанием для этого служит система федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), разработанных для различных ступеней общего образования.

Полный переход на стандарты нового поколения — это сложный и длительный процесс, нуждающийся в постоянном наблюдении за результативностью мер, предпринимаемых в процессе реформирования. Слишком много значительных изменений в разных аспектах управления образовательным процессом требуется от административного персонала школ и педагогических коллективов, чтобы сразу же рассчитывать на безусловную реализацию поставленных целей. Без мониторинга текущего состояния системы невозможно контролировать и — при необходимости — корректировать процесс перехода на новые стандарты. Канал обратной связи должен на регулярной основе обеспечивать необходимой информацией органы управления образованием разного уровня иерархии: от министерства до региональных кластеров. Этим и объясняется первостепенное внимание, которое государство уделяет оценке качества образования.

К сожалению, мероприятия в сфере обеспечения качества образования пока не имеют столь же надежной научно-методической и операционной основы, как в других сферах деятельности. Системы менеджмента качества разрабатывались, прежде всего, для производственных процессов, основанных на устойчивых технологических решениях. Сначала речь шла просто о снижении процента брака, но потом были разработаны методы целенаправленной деятельности, нацеленной на повышение эффективности производственного процесса в целом. Сегодня менеджмент качества является неотъемлемой частью любого производства, основой инновационного развития. Многие подходы к обеспечению качества можно было бы заимствовать для управления образованием, хотя очевидно, что для этого потребуется тщательный анализ и учет специфики деятельности образовательных учреждений и, в частности, массовой школы. Общие методы, используемые в менеджменте качества, должны быть адаптированы к специфике отрасли.

Работы ИЦ «ТСО» в области обеспечения качества образования были представлены в Санкт-Петербургском филиале ВШЭ на мастер-классе, проведенном Д.Д. Рубашкиным для магистров программы «Управление образованием». Тема мастер-класса — «Основные принципы менеджмента качества в их приложении к задачам управления образованием».

Мастер-класс в рамках научно-исследовательского семинара

Выступление на международной конференции по оценке качества

Рубашкин Д.Д. Цифровые учебные практики для начальной школы и оценивание предикторов
результативности дальнейшего обучения
// Выступление на Двенадцатой ежегодной международной конференции Евразийской Ассоциации оценки качества образования (Москва, 19-20 октября 2023 г.) — смотреть запись.

Кондратьева И.Н.Рубашкин Д.Д. Цифровая платформа как инструмент оценивания текущих результатов обучающихся на фоне фиксируемых сведений о действиях взрослых субъектов учебного процесса // Выступление на Одиннадцатой ежегодной международной конференции Евразийской Ассоциации оценки качества образования (Москва, 13-14 октября 2022 г.)

Статья о проблемах обеспечения качества в системе образования

Рубашкин Д.Д. Мониторинг текущих образовательных результатов: от контроля качества к мерам по его обеспечению // Качество образования в Евразии, №7, 2020, C. 49-59.