Первые шаги к цифровой школе

При поддержке Фонда президентских грантов (22-2-011966)

В основу проекта положен опыт экспериментальной работы на образовательных площадках, которую наша организация ведет с 2018 года. Целью является масштабирование успешной инновации — переход от использования цифровой учебной практики в отдельных школах к внедрению разработанного подхода на уровне региональных образовательных систем.

Проект  “Первые шаги к цифровой школе в июне 2022 г. был поддержан Фондом президентских грантов.
Проект успешно завершен в сентябре 2023 г., получено Заключение Фонда о надлежащей реализации проекта

Этапы проекта

Организационная подготовка, создание инфраструктуры школьных кластеров, формирование личных кабинетов пользователейсентябрь – октябрь 2022
Проведение ознакомительных и установочных семинаров/вебинаров для учителей и школьных координаторовсентябрь – октябрь 2022
Проведение регулярных учебных занятий с учащимися первых классов с использованием сервисов цифровой платформыноябрь 2022 – май 2023
Разработка аналитических отчетов по каждому ученику, классу, школе, кластеру на основе мониторинга «цифрового следа»июнь–июль 2023
Проведение очно-заочной конференциисентябрь 2023

Участники проекта

Проект реализуется в образовательных кластерах в различных городах и населенных пунктах России. Участниками проекта являются кластеры Калининградской и Псковской областей, а также школы других регионов, объединенные в виртуальный кластер. Всего в проекте участвует 146 классов из 70 школ.

Целевая аудитория – учащиеся начальной школы, основная цель – отработка на практике новых дидактических подходов, основанных на реализации педагогического потенциала цифровых технологий в обучении и в управлении учебным процессом. В 2022-23 учебном году ученикам первых классов была предложена учебно-тренинговая программа «Клавиатурное письмо». Задания выполняли почти 3500 первоклассников в различных регионах России.

Подробно о проекте

Образовательный кластер был сформирован Ассоциацией школ Калининградской области. В проекте приняли участие 58 классов из 22 школ города Калининграда и других городов региона. Задания программы «Клавиатурное письмо» были назначены 1675 первоклассникам. Организационно-методическое сопровождение работы школ кластера осуществляли профессор Института образования Балтийского федерального университета им. И. Канта С.М. Конюшенко и региональный координатор Н.Л. Соловьева.

Состав кластера

Фоторепортаж из школ кластера

Образовательный кластер был сформирован Псковским областным институтом повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО) из школ с низкими образовательными результатами. В проекте приняли участие 32 класса из 20 школ города Пскова и различных населенных пунктов региона, в том числе малочисленные школы. Задания программы «Клавиатурное письмо» были назначены 635 первоклассникам. Организационно-методическое сопровождение работы школ кластера осуществляли и.о. ректора ПОИПКРО О.В. Урсова и региональный координатор Н.В. Чернушевич.

Состав кластера

Школы других регионов были объединены в виртуальный кластер, сформированный командой проекта преимущественно из образовательных организаций, уже имевших ранее опыт работы на платформе «Учим учиться». В проекте работали 56 классов из 28 школ в различных регионах. Задания программы «Клавиатурное письмо» назначены 1158 первоклассникам. Организационно-методичесок сопровождение работы школ виртуального кластера осуществляла разработчик программы «Клавиатурное письмо» И.Н. Кондратьева.

Состав кластера

События

Итоги проекта подводились на встрече с директорами школ, которую проводила Ассоциация образовательных учреждений Калининградской области. Руководителям школ были вручены дипломы — благодарность за участие в проекте и акты о внедрении инновационной цифровой практики в учебный процесс начальной школы.

Опыту проектов на платформе «Учим учиться» было посвящено выступление Д.Д. Рубашкина и мастер-класс, который проводили педагоги Петровского дворца — участники проекта «Первые шаги к цифровой школе». В мероприятии участвовали 69 представителей образовательных учреждений Республики Карелия.

14.09.2023 в Карельском институте развития образования был проведен Марафон управленческих практик «Цифровая трансформация общества: управленческих аспект».

28 августа 2023 года в рамках Августовского педагогического форума «Педагоги и наставники. Создаем будущее вместе» состоялась презентация проекта «Шаг в цифровое будущее», который стал логическим продолжением и развитием активностей проекта «Первые шаги к цифровой школе».

В новом проекте по программе «Клавиатурное письмо» работают первоклассники нового набора 2023 года из школ Калининграда и Калининградской области. В торжественном запуске проекта участвовали более 100 представителей образовательных учреждений региона.

Итоги проекта «Первые шаги к цифровой школе» в региональном кластере обсуждались 23.08.2023 на секции Августовского педсовета. Секцию вела региональный координатор проекта Н.В. Чернушевич. В работе приняли участие 35 представителей образовательных учреждений Псковской области.

Выступление Д.Д. Рубашкина

6-7 июня 2023 г. в Пскове были подведены итоги работы школ регионального кластера в проекте «Первые шаги к цифровой школе». Семинар проходил на площадке Псковского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО). Проект представляли разработчики И.Н. Кондратьева, Д.Д. Рубашкин и региональный координатор Н.В. Чернушевич.
6 июня было проведено совещание, на которое были приглашены представители Комитета по образованию Псковской области, Регионального центра информационных технологий и директора школ. Вела совещание врио ректора ПОИПКРО Е.В. Гончарова. На совещании обсуждались итоги работы школ региона в проекте «Первые шаги к цифровой школе» и перспективы развития цифровых практик в начальной школе.

Подробнее о совещании

7 июня был проведен семинар для учителей и школьных координаторов. На него были приглашены представители всех школ региона, работавших в проекте «Первые шаги к цифровой школе».
И.Н. Кондратьева, Д.Д. Рубашкин и Н.В. Чернушевич рассказали о результатах, достигнутых школами, и перспективах развития проекта в Псковской области и других регионах. Представители школ единодушно выразили заинтересованность в продолжении проекта в 2023-24 учебном году.

Разговор о цифровых практиках для начальной школы продолжился в гимназии №1 города Пскова, где представители команды проекта обсудили с педагогами вопросы взаимодействия школы с родителями обучающихся и, в частности, перспективы проведения занятий по программе «Клавиатурное письмо» с новым набором первоклассников в следующем учебном году.

29 мая 2023 г. в Петрозаводске состоялся семинар, посвященный подведению итогов работы первоклассников школ Республики Карелия, участвовавших в проекте «Первые шаги к цифровой школе». Он был проведен в МОУ «Петровский дворец» с участием руководителей проекта и 14 представителей образовательных учреждений Карелии. Члены проектной команды встретились с педагогами четырех школ, работавших в 2022-23 учебном году на платформе «Учим учиться». В семинаре также приняли участие специалисты Карельского института развития образования и представители школ, заинтересованных в использовании инновационной учебной практики для начальной школы. 

И.Н. Кондратьева рассказала собравшимся о результатах, достигнутых первоклассниками в ходе компьютерного тренинга и о тренинговых программах для обучающихся 2-4 классов. Учителя Петровской школы поделились своим опытом использования активных практик, приобретенным в течение 4 лет работы с цифровой платформой «Учим учиться». Представители школ, впервые освоившие эту практику, положительно оценили результаты своего участия в проекте и высказали пожелание продолжить работу с циклом программ «Ступени к цифровой школе». Руководитель проекта Д.Д. Рубашкин рассказал собравшимся о возможных сценариях продолжения инновационной деятельности в 2023-24 учебном году. Собравшиеся договорились подробно представить результаты проекта «Первые шаги к цифровой школе» в сентябре 2023 года на конференции, которая будет проводиться КИРО.

В программу XXIII международного конгресса «Устойчивое развитие образования. миссия, трансформация, ресурсы», проводившегося в Калининграде 18-22 апреля 2023 г., была включена дискуссия на тему «Цифра в школе: чему и как учить», которая проводилась по результатам реализации проекта «Первые шаги к цифровой школе», поддержанного Фондом президентских грантов.

Программа мероприятия

Мероприятие проходило в школе №56, в нем приняли участие 45 представителей образовательных учреждений Калининградского региона. В качестве модератора дискуссии выступала профессор БФУ им. И. Канта С.М. Конюшенко. В список приглашенных экспертов вошли руководители Ассоциации образовательных учреждений Калининградской области А.В. Коломиец и В.Н. Белякова, соруководители проекта Д.Д. Рубашкин и И.Н. Кондратьева, региональный координатор Н.Л. Соловьева.

Запись мероприятия — смотреть

Семинар состоялся 12 декабря 2022 года в помещении гимназии №32 Калининграда с участием представителей команды проекта И.Н. Кондратьевой и Д.Д. Рубашкина. На семинаре присутствовали 67 представителей образовательных организаций Калининграда и области, координаторы регионального кластера С.М. Конюшенко и Н.Л. Соловьева.

Встреча с 30 представителями родительской общественности состоялась 3 декабря 2022 года в школе №375 Красносельского района Санкт-Петербурга. На встречу с разработчиками платформы и методики информационного тренинга И.Н. Кондратьевой и Д.Д. Рубашкиным были приглашены родители младших школьников, чьи дети работают на платформе «Учим учиться».

Школа №375 активно разивает инновационную деятельность. Она начала работать на платформе «Учим учиться» в 2020 г. в рамках проекта РФФИ. Масштабы инновационного проекта постепенно расширялись, и теперь практика информационного тренинга пользуется поддержкой школьной администрации, учителей начальной школы и родителей школьников. 

Ход проекта также освещается в разделе, посвященном проекту, на сайте платформы «Учим учиться»

Отзывы

Хочу признаться, что в начале работы я сомневалась в нужности курса «Клавиатурное письмо». Думала, ученики не умеют ещё читать и писать, а здесь предстояло работать на компьютере. Но стоило только начать! Ребятам так понравилось! Да и нам учителям было очень интересно. Конечно, сильные ученики ушли вперёд, а те, кто послабее, работал в своём темпе. Мои первоклассники стали внимательнее, аккуратнее. На занятия спешат с удовольствием. Благодарим за такой новый, интересный, развивающий курс.

Петрова Ольга Евгеньевна, учитель СОШ №50 г. Дно

Полезный проект. Детям очень нравятся занятия. Дома компьютеров у большинства нет, занятия проходят только в школе. Сложности в том, что за некоторыми детьми необходимо постоянно следить каким пальцем какую клавишу нажимать, отвлечется и видишь, как уже набирают слова и фразы одной рукой и одним пальцем. Дети, которые испытывают трудности в овладении грамотой, здесь тоже тратят очень много времени на выполнение каждого задания. Со временем уже уверенно пользуются компьютером: могут самостоятельно включить, войти в свой личный кабинет, прочитать задание. 

Богданова Наталья Сергеевна, учитель, Павская СОШ

Первоклассники МАОУ СОШ № 13  города Калининграда обучались впервые на цифровой платформе для начальной школы «Учим учиться». Очень понравился представленный учебный курс, вполне исчерпывающий, интересный, доступный для ребят, а самое главное — помощь в развитии навыков чтения и письма для первоклассников. Учиться можно в удобное для учащихся время, что немаловажно.
Оперативная и эффективная коммуникация с сотрудниками платформы до и во время обучения, позволила  решить все возникающие вопросы. Спасибо!
Всем первоклассникам,  родителям и педагогам МАОУ СОШ № 13  очень понравилось. Успехов вам!  Желаем вам  дальнейшего развития и процветания!

Педагоги МАОУ СОШ № 13 г. Калининграда: Винникова О.С., Сахарова Е.В.

Умение использовать компьютер как инструмент учебной деятельности и, в первую очередь, навык уверенного клавиатурного письма — основа для успешного обучения в условиях цифровизации. Основные навыки, составляющие понятие грамотности, должны формироваться в начальной школе не только в традиционной, но и в цифровой форме.
Набирать текст на компьютерной клавиатуре умеют далеко не все школьники. Без свободного владения компьютерными инструментами не обойтись ни в учебе, ни в последующей взрослой жизни.
Ребята с удовольствием выполняли предложенные задания — уверенно писали слова, словосочетания и предложения с помощью компьютерной клавиатуры, внимательно читали тексты с экрана, самостоятельно находили и исправляли сделанные ошибки. 

Параднюк Т.В., Поплавская Е.И., Цепелева А.С., МБОУ «Классическая школа» г. Гурьевска

В этом году нашему классу было предложено поучаствовать в проекте на платформе “Учим учиться”. Это интересная и полезная платформа для обучающихся начальной школы. 
 На первом этапе обучения ученики получили прекрасные знания расположения букв и символов на компьютерной клавиатуре и отработали навык печатания.   Уроки спланированы грамотно, позволяют обучаться быстро и с интересом. Обучающиеся могут самостоятельно выполнять практически все задания – это повышает их самооценку, дает стимул двигаться дальше, позволяет спокойно адаптироваться и осваивать материал.
Во второй части проекта задания разнообразны. При выполнении этих заданий требуется актуализация знаний из разных областей. Такие межпредметные связи влияют на развитие внимания, памяти, многих процессов мышления, в частности умения обобщать, сравнивать, выделять главное в вопросе и четко отвечать на него.
 Дети сейчас очень любят проводить время за компьютером, поэтому данный проект очень важен и актуален, так как позволяет осваивать необходимый материал с интересом.
 В целом, проект оставил положительное впечатление. Ученики занимаются с удовольствием и интересом. Нужно отметить, что нам повезло участвовать в нем, потому что полученные навыки могут пригодиться в дальнейшем обучении.  
Благодарим разработчиков за такую интересную и полезную форму подачи знаний обучающимся.

Жигун С.И., школа №43 г. Калининграда

Итоги проекта

Завершение учебных действий

Учебные действия на цифровой платформе «Учим учиться» в школах 3 кластеров были завершены в мае 2023 года. По просьбе школ и родителей срок действия ученических лицензий был продлен до 31 июля, чтобы дети при желании могли и в каникулярное время продолжать занятия по клавиатурному письму. Учителя дали согласие продолжить наблюдение за работой дети и назначать им через свой личный кабинет очередные блоки заданий. Мониторинг учебных действий на платформе показал, что в июне практически каждый день несколько десятков первоклассников продолжали выполнять задания. Работа продолжалась и в июле.

Отчеты для школ

Все школы, участвовавшие в проекте, по окончании учебного года получили индивидуальные отчеты по каждому ученику и групповые — по каждому классу. Отчеты формировались экспертной системой проекта в результате обработки данных цифрового следа учебных действий. Каждый индивидуальный отчет, кроме подробного представления результатов ученика по всем типам заданий курса «Клавиатурное письмо», содержал также краткие рекомендации для педагогов и родителей ребенка относительно выявленных особенностей его познавательной деятельности и учебного поведения. В групповых отчета содержались сведения о работе всего учебного коллектива, особо отмечались случаи, когда выявлялись групповые дефициты определенных навыков и умений у целой группы детей или у всего класса.

Пример отчета по ученику

Пример отчета по классу

Пример отчета по школе

Сертификаты

Все педагоги, участвовавшие в проекте, получили в своих личных кабинетах именные сертификаты. Была предусмотрена также возможность награждения сертификатами школьников. Каждый учитель получил разработанный для этой цели шаблон сертификата для учеников. Определение, кто из обучающихся должен получить сертификат и с какой формулировкой — прерогатива школы.

Подведение итогов

Проект завершен в сентябре 2023 года. После завершения всех мероприятия команда проекта представила отчет Фонду президентских грантов.

По завершении учебных действий были составлены индивидуальные и групповые отчеты (по классам), которые были направлены школам, участвовавшим в проекте.
Статистические отчеты по кластерам адресованы образовательным учреждениям, выступавшим в качестве региональных партнеров в Калининградской и Псковской областях, Республике Карелия. 
Полностью результаты обобщены в итоговом отчете, где отражены статистические показатели по всем обучающимся, классам и школам — участникам проекта.

Открыть итоговый статистический отчет по курсу «Клавиатурное письмо»

Проект «Первые шаги к цифровой школе» позволил выявить и зафиксировать индивидуальные и групповые особенности познавательной деятельности и учебного поведения первоклассников. Анализ цифрового следа нескольких тысяч детей и отзывы взрослых участников проекта дают основания не только для количественных оценок, но и для рефлексии по поводу потенциала активных цифровых практик в начальной школе и, в частности, о значимости клавиатурного письма.

Основные выводы психолого-педагогического характера представлены на сайте платформы «Учим учиться».

В сентябре 2023 года команда проекта провела итоговую конференцию, целью которой являлась популяризация проекта и достигнутых результатов, а также обсуждение перспективы развития инновационной деятельности в начальной школе с использованием цифровых ресурсов и сервисов.

Уже вне рамок грантового проекта школы Калининградской области решили продолжить работу на цифровой платформе «Учим учиться». Ученики, выполнявшие программу «Клавиатурное письмо», теперь уже стали второклассниками. Им в 2023-24 учебном году предстоит выполнять задания курса «Основы понятийного мышления». Семинар для учителей начальных классов, которые продолжат работу на платформе, провели разработчики курса И.Н. Кондратьева и Д.Д. Рубашкин. Региональный координатор профессор С.М. Конюшенко рассказала о развивающих программах для начальной школы.

Выступление С.М. Конюшенко на семинаре в школе №56 Калининграда, 12.10.2023