Психометрия на цифровой платформе

Применение цифровых платформ и цифровых online технологий для исследования и развития когнитивной деятельности детей

Наша организация выступала партнером научных организаций в проведении исследований с использованием сервисов цифровой платформы «Учим учиться».

Экспериментальное психометрическое исследование различных аспектов произвольного внимания и их связи с успешностью обучения и использованием компьютерных технологий у детей школьного возраста
Проект Института возрастной физиологии РАО по заказу Министерства Просвещения РФ.

Для проведения исследования в массовой школе необходимо обеспечить технологичность тестовых процедур. В рамках совместного проекта в 2020 году было разработано программное обеспечение тестирования для работы в online формате. Возможности цифровой платформы «Учим учиться» используются как для проведения тестирования, так и для организации первичной обработки собранных данных. В перспективе планируется создать на платформе банк данных психометрии и инструменты автоматической генерации отчетов. 

Говорит старший научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии когнитивной деятельности Института возрастной физиологии РАО, кандидат психологических наук И.В. Талалай

Как часто нам приходится говорить ребенку: «Будь внимательнее!»? Скорее всего, достаточно часто. При этом мы не всегда замечаем, что используем эту фразу в совершенно разных ситуациях – будь то поиск нужной вещи в портфеле, игра в футбол на физкультуре или выполнение домашней работы. Кажется, что между этим тремя примерами нет ничего общего, однако во всех случаях детям зачастую не хватает именно внимательности. Что же тогда такое внимание, если о нем приходится говорить в столь непохожих ситуациях? Существует множество определений внимания, а также много подходов к пониманию места внимания среди других психических функций. Несмотря на разнообразие мнений, большинство психологов соглашаются с тем, что внимание играет ключевую роль в организации любого целенаправленного поведения. 
Если представить, что внимание – это ручной фонарь, а луч света – способность концентрироваться на объектах внешнего или «внутреннего» мира, то быть внимательным означает уметь ярко светить, отделяя важное от неважного, уметь эффективно переводить луч света с одного объекта на другой и иметь батарею высокой ёмкости для продолжительной работы фонаря.  Нужно понимать, что в данном контексте обучение (и не только обучение) детей всегда происходит в темноте, а отсюда очевидно, что без света и, соответственно фонаря, обойтись невозможно.

В 2020-21 учебном году созданная online технология была апробирована в одной из школ Санкт-Петербурга (около 40 учащихся третьих классов) и в Петровской школе города Петрозаводска (два третьих класса). Сравнение результатов online тестирования со средними показателями offline тестирования показаывает, что дистанционный характер проведения тестовых процедур не приводит к существенному увеличению погрешности измерения.

Психометрия

Особый интерес представляет проведение психометрических тестов среди младших школьников, выполняющих учебные задания на платформе «Учим учиться», чтобы выявить влияние регулярной работы в цифровых форматах на когнитивные характеристики детей. Эти исследования планируется начать в 202122 учебном году.

Анализ результатов психометрии позволил сделать вывод, что online тестирование на платформе “Учим учиться” дает результаты, сопоставимые по точности с offline тестированием. Это означает, что дистанционные сервисы платформы могут быть использованы не только для учебных действий, но и для сбора психометрической информации (а также, вероятно и для измерения других когнитивных характеристик). Это, в свою очередь, означает, что у специалистов системы образования появляется исходный материал для комплексной психолого-педагогической аналитики больших данных. Планируются дальнейшие практические шаги по части использования платформы “Учим учиться” для психологического тестирования и выявления корреляций между данными психометрии и сформированностью цифровых умений.