Функциональная грамотность: требования стандарта

В социальной политике многих стран важнейшей задачей школы считается предупреждение функциональной неграмотности (functional illiteracy). Это явление привлекло к себе особое внимание в последней четверти XX века. Психологический словарь определяет функциональную неграмотность как “невладение чтением и письмом в той мере, которая не позволяет пользоваться ими для получения информации, общения  и самовыражения”. Соответственно трактуется и противоположное понятие – функциональная грамотность (ФГ): “Под функциональной грамотностью мы понимаем способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней”.

Борщевская А. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования. Наука и Школа / Science and School No 1’2021

Функционально неграмотными считаются люди, получивших школьное образование, но не овладевшие важными для социального поведения умениями. Эти дефициты проявляются в неспособности понять содержание простого текста, сформулировать свою мысль в устной или письменной речи, провести простейшие вычисления, критически отнестись к полученной информации. В разных странах профилактика функциональной неграмотности осуществляется путем вовлечения всех социальных слоев в систему формального образования, однако опыт показывает, что достаточно значительная часть выпускников массовой школы все же оказываются в той или иной степени функционально неграмотными.

В подробном аналитическом материале “Российская школа. Начало XXI века”, подготовленном научным коллективом из НИУ “Высшая школа экономики”, теме функциональной неграмотности посвящен особый раздел в главе “Качество общего образования”. Авторы связывают дефициты ФГ у школьников как с педагогическими, так и социальными факторами. “На уровне школы источником функциональной неграмотности может выступать отсутствие возможности со стороны учителей начальной и основной школы учитывать особенности каждого ученика. <…> Следующим фактором риска является отсутствие внутрисемейных моделей приобретения новых навыков, что, в свою очередь, может привести к незаинтересованному, уклоняющемуся стилю обучения”. Можно сделать вывод, что профилактика функциональной неграмотности предполагает необходимость изменения образовательных отношений: учета педагогами индивидуальных особенностей детей, повышения мотивации самих обучающихся и их родителей.

В новой (2021 года) редакции образовательных стандартов также подчеркивается значение ФГ как в учебном, так и в жизненном контексте. Само это понятие давно использовалось отечественными учеными, образовательный стандарт лишь подчеркивает значимость ФГ для достижения образовательных результатов. К сожалению, документ не дает практических рекомендаций методического и инструментального характера, которые позволили бы практикам образования добиться поставленной цели. И тем более сложно связать идею социальной адаптации с образовательными задачами, которые решаются в начальной школе.

Программа младших классов – это в значительной степени лишь подготовка к более серьезному и содержательному обучению. Основная школа выстроена по предметному принципу, а для начальной ступени значимость предметного обучения не столь высока. Основные учебные предметы, входящие в учебный план начальной школы, призваны заложить фундамент дальнейшей учебной деятельности и по самой своей сути являются, скорее, метапредметами. Это русский язык, на котором ведется обучение. Это математика, дающая необходимые навыки вычислений и формирующая основы абстрактного мышления. Это, наконец, “Окружающий мир”, который по замыслу должен сформировать кругозор ребенка, снабдив его необходимыми сведениями о природе и обществе.

Л.Л. Любимов в его “Концепции модернизации общего образования” указывает, что для младшей школы главными являются личностные результаты, следующие за ними по значимости – метапредметные и лишь потом – предметные. Таково требование педагогической науки, однако на практике для большинства учителей на первом месте и в младших классах стоит прохождение программы в соответствии с учебным планом. К другим требуемым стандартом результатам они относятся, скорее, как к некой надстройке, достигаемой за счет межпредметного взаимодействия. В такой трактовке ФГ умение учиться являются для них следствием правильно организованного учебного процесса, в котором формируются необходимые компетенции (рис.1). То есть, сначала учение, а потом – умение учиться.

Рис. 1

Теперь трактовка функциональной грамотности изменилась: действующая версия стандарта рассматривает умение решать учебные задачи как условие реализации образовательной программы (рис.2). Представляется очевидным, что учебные действия строятся на основе самых элементарных навыков и умений, без которых просто немыслимо никакое предметное обучение. То есть, сначала умение решать учебные задачи (что и является сутью ФГ), а потом уже другие (предметные) результаты, которые должны быть достигнуты в ходе обучения.

Рис. 2

Не следует противопоставлять друг другу эти точки зрения, условия и результаты взаимосвязаны более сложным образом (рис.3). Для нас важно лишь отметить, что уже на начальной ступени функциональная грамотность является основой учения.

Рис.. 3

Если принять эту логику взаимосвязи образовательных результатов различного типа, то становится очевидным, что начальная школа должна создать условия для дальнейшего результативного и эффективного предметного обучения именно за счет умения решать учебные задачи. Получается, что учителя начальной школы должны уже в младших классах оценивать не только прохождение образовательной программы, но и умение учиться – основу ФГ. То есть необходимо определить, как можно прогнозировать готовность младших школьников к сложному предметному обучению в основной школе. Тогда сразу же возникает вопрос, а какими индикаторами и методами следует пользоваться для соответствующих педагогических измерений? Эта задача является одной из приоритетных не только с педагогической точки зрения, но и для развития системы оценки качества образования. Сегодня решать ее следует с учетом потенциала цифровых технологий и платформ, которые уже в ближайшем будущем должны стать повседневной реальностью системы образования. Именно цифровизация школы может предоставить педагогические инструменты для персонализации учебного процесса и добиться тем самым планируемых образовательных результатов для каждого обучающегося.

Таким образом, для того, чтобы обеспечить выполнение требований ФГОС НОО и решить задачу формирования и оценивания ФГ, нужно найти ответы на следующие вопросы:

  • Как сформировать основы ФГ у обучающихся в начальной школе?
  • Какие практические задания и контрольно-измерительные материалы должны быть разработаны для проведения учебных действий в младших классах, а также диагностических и контрольных процедур?
  • Какие измеряемые величины могут стать индикаторами уровня ФГ у конкретного обучающегося?
  • В ходе каких практик может быть обеспечен мониторинг этих величин?
  • Каким образом эти процедуры могут быть реализованы в цифровом формате?