Функциональная грамотность: требования стандарта
В социальной политике многих стран важнейшей задачей школы считается предупреждение функциональной неграмотности (functional illiteracy). Это явление привлекло к себе особое внимание в последней четверти XX века. Психологический словарь определяет функциональную неграмотность как “невладение чтением и письмом в той мере, которая не позволяет пользоваться ими для получения информации, общения и самовыражения”. Соответственно трактуется и противоположное понятие – функциональная грамотность (ФГ): “Под функциональной грамотностью мы понимаем способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней”.
Борщевская А. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования. Наука и Школа / Science and School No 1’2021
Функционально неграмотными считаются люди, получивших школьное образование, но не овладевшие важными для социального поведения умениями. Эти дефициты проявляются в неспособности понять содержание простого текста, сформулировать свою мысль в устной или письменной речи, провести простейшие вычисления, критически отнестись к полученной информации. В разных странах профилактика функциональной неграмотности осуществляется путем вовлечения всех социальных слоев в систему формального образования, однако опыт показывает, что достаточно значительная часть выпускников массовой школы все же оказываются в той или иной степени функционально неграмотными.
В подробном аналитическом материале “Российская школа. Начало XXI века”, подготовленном научным коллективом из НИУ “Высшая школа экономики”, теме функциональной неграмотности посвящен особый раздел в главе “Качество общего образования”. Авторы связывают дефициты ФГ у школьников как с педагогическими, так и социальными факторами. “На уровне школы источником функциональной неграмотности может выступать отсутствие возможности со стороны учителей начальной и основной школы учитывать особенности каждого ученика. <…> Следующим фактором риска является отсутствие внутрисемейных моделей приобретения новых навыков, что, в свою очередь, может привести к незаинтересованному, уклоняющемуся стилю обучения”. Можно сделать вывод, что профилактика функциональной неграмотности предполагает необходимость изменения образовательных отношений: учета педагогами индивидуальных особенностей детей, повышения мотивации самих обучающихся и их родителей.
В новой (2021 года) редакции образовательных стандартов также подчеркивается значение ФГ как в учебном, так и в жизненном контексте. Само это понятие давно использовалось отечественными учеными, образовательный стандарт лишь подчеркивает значимость ФГ для достижения образовательных результатов. К сожалению, документ не дает практических рекомендаций методического и инструментального характера, которые позволили бы практикам образования добиться поставленной цели. И тем более сложно связать идею социальной адаптации с образовательными задачами, которые решаются в начальной школе.
Программа младших классов – это в значительной степени лишь подготовка к более серьезному и содержательному обучению. Основная школа выстроена по предметному принципу, а для начальной ступени значимость предметного обучения не столь высока. Основные учебные предметы, входящие в учебный план начальной школы, призваны заложить фундамент дальнейшей учебной деятельности и по самой своей сути являются, скорее, метапредметами. Это русский язык, на котором ведется обучение. Это математика, дающая необходимые навыки вычислений и формирующая основы абстрактного мышления. Это, наконец, “Окружающий мир”, который по замыслу должен сформировать кругозор ребенка, снабдив его необходимыми сведениями о природе и обществе.
Л.Л. Любимов в его “Концепции модернизации общего образования” указывает, что для младшей школы главными являются личностные результаты, следующие за ними по значимости – метапредметные и лишь потом – предметные. Таково требование педагогической науки, однако на практике для большинства учителей на первом месте и в младших классах стоит прохождение программы в соответствии с учебным планом. К другим требуемым стандартом результатам они относятся, скорее, как к некой надстройке, достигаемой за счет межпредметного взаимодействия. В такой трактовке ФГ умение учиться являются для них следствием правильно организованного учебного процесса, в котором формируются необходимые компетенции (рис.1). То есть, сначала учение, а потом – умение учиться.
Теперь трактовка функциональной грамотности изменилась: действующая версия стандарта рассматривает умение решать учебные задачи как условие реализации образовательной программы (рис.2). Представляется очевидным, что учебные действия строятся на основе самых элементарных навыков и умений, без которых просто немыслимо никакое предметное обучение. То есть, сначала умение решать учебные задачи (что и является сутью ФГ), а потом уже другие (предметные) результаты, которые должны быть достигнуты в ходе обучения.
Не следует противопоставлять друг другу эти точки зрения, условия и результаты взаимосвязаны более сложным образом (рис.3). Для нас важно лишь отметить, что уже на начальной ступени функциональная грамотность является основой учения.
Если принять эту логику взаимосвязи образовательных результатов различного типа, то становится очевидным, что начальная школа должна создать условия для дальнейшего результативного и эффективного предметного обучения именно за счет умения решать учебные задачи. Получается, что учителя начальной школы должны уже в младших классах оценивать не только прохождение образовательной программы, но и умение учиться – основу ФГ. То есть необходимо определить, как можно прогнозировать готовность младших школьников к сложному предметному обучению в основной школе. Тогда сразу же возникает вопрос, а какими индикаторами и методами следует пользоваться для соответствующих педагогических измерений? Эта задача является одной из приоритетных не только с педагогической точки зрения, но и для развития системы оценки качества образования. Сегодня решать ее следует с учетом потенциала цифровых технологий и платформ, которые уже в ближайшем будущем должны стать повседневной реальностью системы образования. Именно цифровизация школы может предоставить педагогические инструменты для персонализации учебного процесса и добиться тем самым планируемых образовательных результатов для каждого обучающегося.
Таким образом, для того, чтобы обеспечить выполнение требований ФГОС НОО и решить задачу формирования и оценивания ФГ, нужно найти ответы на следующие вопросы:
- Как сформировать основы ФГ у обучающихся в начальной школе?
- Какие практические задания и контрольно-измерительные материалы должны быть разработаны для проведения учебных действий в младших классах, а также диагностических и контрольных процедур?
- Какие измеряемые величины могут стать индикаторами уровня ФГ у конкретного обучающегося?
- В ходе каких практик может быть обеспечен мониторинг этих величин?
- Каким образом эти процедуры могут быть реализованы в цифровом формате?