Мир изменился

Часто спорят: школьные годы – это подготовка к жизни или сама жизнь? Какой бы ответ мы ни выбрали, придется признать, что школа – это то пространство, где старшие должны познакомить своих учеников с миром, в котором новому поколению предстоит жить. В распоряжении педагогов многовековой опыт человечества: научные теории, достижения технологий, шедевры мастеров культуры. Все это нужно передать по наследству тем, кто придет на смену. Нет сомнений, что школа справится с этой задачей, как справлялась и раньше – во все времена. В этом безусловном доверии школе, ее образовательной миссии заключается традиция, передающаяся из поколения в поколение.

Но мир изменился и продолжает меняться столь стремительно, что невольно приходится задаться вопросом: а успевает ли школа за временем, не остается ли во вчерашнем дне? История цивилизации, науки и культуры, техники – это все достижения прошлых поколений. А детям и подросткам, приходящим в школу, предстоит преобразовать это прошлое в настоящее и будущее. Как могут учителя помочь им решить эту жизненную задачу? Есть только один способ – быть по-настоящему современным, ощущать дыхание времени, действовать самому и в общении с другими так, как это сегодня принято в окружающем нас мире. Не только на уровне высоких идей и вечных ценностей, но и в повседневном поведении. А мир, в котором мы живем, на наших глазах переживает цифровую трансформацию. Она затрагивает все стороны жизни, и школа не имеет права оставаться в стороне, если не хочет утратить доверие общества: и детей, и взрослых.

Не в первый раз в истории нашей цивилизации случается технологическая революция, которая кардинально меняет образ жизни общества. Так происходило, когда люди научились использовать энергию пара, и когда появилась сеть автомобильных дорог, и когда наша жизнь стала немыслимой без электричества. Каждый из этих прорывов открывал новые огромные возможности, хотя печальный опыт учит нас, что эти достижения науки и техники могут служить не только добру. С новыми технологиями появляются и новые риски, о которых никак нельзя забывать. У взрослых появляются новые заботы: не попадет ли ребенок под машину, не ударит ли его током, не повредит ли здоровью громкая музыка или длительный просмотр телепередач. И т.д., и т.п. Но как бы мы ни относились к технологическому прогрессу, его нельзя отрицать. С ним приходится считаться даже самым консервативным людям. 

И вот теперь к нам пришла компьютерная революция, “цифра”. К этому явлению нужно отнестись со всей серьезностью, потому что оно никого не оставляет в стороне, предъявляя все новые требования к любому члену общества. Кто бы мог себе представить еще несколько лет назад, что смартфон станет постоянным спутником жизни и самым необходимым атрибутом современного человека? Что из средства связи он превратится и в платежный инструмент, и в документ, удостоверяющий личность, и в источник разнообразного развлекательного контента.

Каждый человек сегодня осваивает новые стандарты поведения, которых требует от него цифровое общество. На все теперь выработан цифровые ритуалы: для посещения банков, обращения к государственным учреждениям, поиска необходимых товаров и услуг. Человек, не освоивший приемы работы с цифровыми гаджетами, становится просто функционально неграмотным. Он постоянно попадает в ситуации, в которых от него требуют цифрового поведения, и просто обязан научиться действовать “как все”, по новому стандарту. Зато те, кто обладает необходимой компетентностью, оказываются окружены бесконечным разнообразием возможностей, которые кардинально меняют жизненный уклад и в профессии, и в быту. 

Должна ли школа учить детей всем этим цифровым премудростям? Некоторые отвечают на этот вопрос отрицательно, аргументируя свою позицию тем, что сегодняшние дети являются цифровыми аборигенами, которые не только не нуждаются в обучении, а еще и сами кого хочешь научат, как пользоваться любыми гаджетами. Такой взгляд на соотношение возможностей взрослых и детей кажется несколько наивным. Если, предположим, ребенок легко и охотно бегает во время прогулки, а бабушка поспевать за ним не может, это все же не значит, что нужно с раннего возраста отпускать ребенка самостоятельно (без взрослых) гулять по лесу или по улицам большого города. Умение быстро двигаться – не единственное качество, которое требуется для безопасного поведения.

Вот и представление о том, что дети “от природы” обладают всеми необходимыми цифровыми компетенциями является одним из многочисленных мифов, которые активно формируются в общественном сознании. Опыт показывает, что многие школьники, не расстающиеся со смартфонами, не в состоянии даже набрать короткий текст, пользуясь компьютерной клавиатурой. Еще в меньшей степени они готовы использовать различные цифровые инструменты в своей учебной работе. Сегодняшние дети действительно легко овладевают теми программными приложениями, которые рассчитаны на массового пользователя: играми, средствами просмотра визуального контента, мессенджерами. А вот использовать компьютер как инструмент деятельности: учебной, творческой, проектной им еще только предстоит научиться. Поэтому взрослым не следует путать пользовательскую смелость, которой обладают дети и подростки (но лишены их педагоги) с настоящей цифровой компетентностью.

Но дело даже не в том, может ли система образования что-то добавить к тем навыкам, которые дети приобретают самостоятельно. Все чаще мы сталкиваемся с ситуациями, когда школе отводится роль крепости, которая якобы должна защищать традиционные образовательные ценности от опасностей и искушений цифрового мира. Речь не о запрете пользоваться телефоном во время занятий. От школьника требуют отказаться от цифровых инструментов и действовать традиционными способами: писать в тетради, а не с помощью компьютера; считать только “столбиком”, не используя калькулятор; не использовать в учебной деятельности возможности фотографирования, записи звука и видео. Цифровые технологии допускаются в проектной деятельности, а на основных уроках все должно происходить “по канону”. 

Мы все, безусловно, готовы согласиться с тем, что одной из задач школы является сохранение традиционных образовательных ценностей. Но педагогическая миссия заключается в том, чтобы наилучшим образом соответствовать требованиям времени. Сегодняшним школьникам предстоит жить в мире, где используются цифровые инструменты, которые доминируют и в повседневном быту, и в подавляющем большинстве профессий. Обязанность системы образования – осознать вызовы времени, сложить профессионализм педагогов и школьных администраторов с необходимой цифровой компетентностью и добиться того, чтобы школа соответствовала возможностям и потребностям цифрового общества. В постепенном движении к этой цели и заключается суть процесса цифровой трансформации школы.