Как стать «ответственной школой»?
Цифровая трансформация – это очень сложная управленческая задача. Развитие образовательной среды не может произойти стремительным революционным скачком – от школы традиционной к школе цифровой. Задачу цифровизации предстоит решать поэтапно, не прерывая существующего учебного процесса и постепенно внося в него необходимые изменения. Сложность и многомерность этого процесса требует точного понимания всеми участниками образовательных отношений педагогических и управленческих аспектов цифровой трансформации и согласованных действий администрации школы и педагогического актива. «Возможности отдельных педагогов совершенствовать образовательный процесс на своем уровне довольно ограниченны. У них нет ресурсов для порождения и/или введения качественно новых высокорезультативных образовательных практик, которые затрагивают работу образовательной организации в целом».
Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М. : Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018. 167с.
Поэтому важнейшим организационным условием является объединение усилий учителей и администраторов в рамках проектного коллектива. Инновационная деятельность начинается с формирования команды, которая принимает на себя ответственность за разработку и реализацию плана цифровизации в конкретном учреждении.
Для успеха преобразований важно, в частности, правильно определить направление приложения усилий. Опыт разных стран показывает, что не достигали успеха проекты преобразований в тех образовательных областях, где дидактические и методические решения, учебные практики «освящены традицией» и не меняются от поколения к поколению. Больше шансов на успех дают попытки ввести новые образовательные технологии в учебных дисциплинах, которые пока не имеют длительной традиции преподавания (экономика, технологии, МХК и др.). А еще одной зоной, перспективной в контексте поставленной задачи реформирования учебного процесса, известный российский эксперт в области управления образованием И.Д. Фрумин называет начальную школу.
Сегодня процессы цифровой трансформации реализуются преимущественно административными методами. Проекты по внедрению цифровых технологий в массовую учебную практику, в основном, спускаются “сверху”. Инновационный процесс выстраивается не от решаемых образовательных задач, а от имеющегося на федеральном или региональном уровне технологического инструментария. Контроль за ходом цифровизации и достигнутыми результатами осуществляется органами управления образованием преимущественно на основании формальных отчетов об участии в тех или иных проектах. Такая управленческая логика не обеспечивает ни самостоятельности, ни заинтересованности школьных коллективов. Далеко не всегда предлагаемые сверху решения подкреплены педагогической потребностью конкретного образовательного учреждения, поэтому активность школ остается минимальной, а реальные изменения не носят системного характера.
Что касается начальной школы, то ей, к сожалению, в проектах по цифровизации, инициируемых на федеральном уровне, уделяется совсем мало внимания, хотя от результатов ее работы во многом зависит качество образования в целом. Поэтому в том, что касается младших классов, приходится полагаться на инициативу самих самих образовательных учреждений, основанную на их собственном понимании потребностей сегодняшнего и завтрашнего дня. Достижение нового качества учебного процесса должно строиться на основе самоанализа и осознания педагогических потребностей, для удовлетворения которых требуются подходящие цифровые инструменты. Эта задача и стоит перед школьной командой.
О.Е. Лебедев, рассуждая о стратегии развития системы образования, выделяет два возможных ориентира для выбора пути; один из них он определяет как “благополучную школу”, а другой – как “ответственную школу”. Для “благополучной школы” на первом плане всегда находятся требования вышестоящих органов управления образованием. Качество образования понимается, прежде всего, как выполнение единых требований к рабочим программам, учебному процессу, критериям оценивания. Такая школа “ценит дисциплинированность, исполнительность и учащихся, и учителей. Она информирует родителей учащихся об их обязанностях и предпочитает, чтобы родители не вмешивались в образовательный процесс. Школа принимает меры, помогающие избежать жалоб родителей”.
Цифровизация начальной школы: сеанс одновременной игры: коллективная монография /
под общ. ред. О.Е. Лебедева, Н.А. Заиченко. — СПб. : ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2022. — с. 31.
Модель “ответственной школы” основана на идее ответственности за достигаемые результаты перед своими социальными и педагогическими партнерами, то есть перед обществом. Диалог между школой и семьей строится на основаниях партнерства, направленного на личностное развитие обучающихся. Поэтому школа должна быть готова стать “прозрачной” для родителей, открытой для диалога, научиться объяснять свою позицию, представлять результаты своей деятельности не только в рамках ведомственных отчетов. “Школа должна быть способна предоставить информацию о продвижении каждого из своих учеников в образовательной деятельности и о том, что сделала сама школа для обеспечения такого продвижения”.
Цифровизация начальной школы: сеанс одновременной игры: коллективная монография /
под общ. ред. О.Е. Лебедева, Н.А. Заиченко. — СПб. : ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2022. — с. 31.
Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования. Наука и Школа / Science and School No 1’2021
Планируя мероприятия по совершенствованию учебного процесса, необходимо добиваться, чтобы не только учителя, но и ученики и их родители имели ясное представление о целях этих изменений и тех результатах, которые должны обеспечить более качественное образование. Ради достижения поставленных целей в “ответственной школе” приветствуется и поддерживается инициатива и самостоятельность, она предоставляет возможности выбора и взрослым, и детям. Главный критерий успешности – результаты, достигнутые в ходе обучения, прогресс каждого обучающегося, оцениваемый по критериям, понятным самим ученикам и их родителям.
“Ответственная школа” и ее социальные партнеры заинтересованы в реализации перспективных программ развития и, в том числе, в использовании потенциала цифровой трансформации. Сегодня цифровизация школы естественно вписывается в контекст общественных процессов, изменяя нормы социального поведения и коммуникаций. Поэтому, чтобы школа соответствовала потребностям и возможностям цифрового общества, должен измениться весь уклад школьной жизни: и сами учебные действия, и педагогические приемы, к которым прибегают учителя, и инструменты, которыми пользуются управленцы.
Цифровизация «снизу» всегда конкретна и проявляется в новых учебных практиках и формах организации учебного процесса. По мере решения проектных задач вокруг школьной команды строится новая система отношений, в которую вовлекаются все субъекты учебного процесса. Результаты такого проекта наглядны и понятны не только педагогам, но и обучающимся. Естественные опасения родителей, сопровождающие любые педагогические эксперименты, могут быть развеяны именно за счет «прозрачности» процесса, нацеленного на достижение образовательных результатов, а не на усредненные показатели, которыми школа отчитывается перед органами управления образованием.
Так “ответственная школа” становится субъектом цифровизации, самостоятельно определяя приоритеты и выстраивая “дорожные карты” инновационной деятельности. Для нее естественным процессом является именно “цифровизация снизу”, основанная на осознании собственных потребностей самой школы и ее партнеров. Основой преобразований является коллективная работа по освоению новых технологий и осознанию их педагогического потенциала, то есть сама по себе инновационная деятельность становится формой профессионального роста школьной команды. Если этот процесс будет выстроен на основе общественного согласия и реализован на высоком профессиональном уровне, то каждый, кто причастен к системе образования, будь то сами обучающиеся, их родители, учителя, методисты, психологи, школьные администраторы могут стать благополучателями цифровой трансформации.