Вебинар №3

ФГОС НОО в новой редакции содержит требование “формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные  задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных,  метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми  компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с  изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию”. Выделим в этой формулировке направленность функциональной грамотности (ФГ) на достижение не только образовательных, но и жизненных целей. Подчеркивается связь этой характеристики с результативностью обучения не только на начальной, но и на последующих ступенях образования. Интересно, что стандарт для основной школы дает почти дословно такую же трактовку ФГ, дополняя ее лишь упоминанием об “ориентации в мире профессий”. То есть, в тексте ФГОС ООО уточняется стратегическая цель формирования ФГ, а не содержание этого понятия. Очевидно только, что достижение этой цели является процессом длительным и затрагивает разные ступени общего образования. Неопределенность содержания, естественно, затрудняет разработку методических решений, инструментов и процедур оценивания.  Поэтому применительно к начальной школе можно говорить, главным образом,  о создании условий для формирования у обучающихся основ ФГ – в соответствии с их возрастными возможностями.  

Сегодня в методической литературе и в образовательной практике под ФГ чаще всего понимается совокупность характеристик, каждая из которых связывает грамотность с определенной образовательной областью: математическая, естественнонаучная, читательская, финансовая, компьютерная… Такое понимание не соответствует специфике начальной ступени образования. Еще раз подчеркнем, что для начальной школы ФГ является (согласно стандарту) одним из условий организации учебной деятельности обучающихся, а не результатом предметного обучения. Поэтому для разработки методического обеспечения и дидактических материалов для младших классов, нацеленных на формирование умения решать учебные задачи, требуются другие трактовки понятия ФГ, не предполагающие его разделения на предметные составляющие. 

ФГОС НОО ставит на первое место личностные и метапредметные результаты, то есть акцентирует внимание именно на развитии детей. На протяжении последних десятилетий было сделано много попыток разработать цельный и логически выстроенный курс, состоящий из развивающих заданий. В качестве примера можно привести программу Н.П. Локаловой “Уроки психологического развития”. По признанию автора этой разработки, курс возник как ответ психолога на запрос учителей: “Что вы конкретно можете дать практике образования, чтобы повысить качество обучения, помочь детям учиться?”.

Таким образом идея психологического развития непосредственным образом связывается с концепцией “научить учиться”. «… в дидактике и школьной практике недостаточно уделяется внимания умениям осуществлять процесс учения, тогда как одним из необходимых компонентов содержания образования являются способы получения и переработки информации, а также учебные умения осуществлять управление процессом своего учения».

Шамова Т.И. Избранное. М.: Центральное издательство, 2004.

Представление о том, что начальная школа должна научить учиться, еще на этапе разработке ФГОС НОО отстаивалась, в частности, Н.Ф. Виноградовой, которая обращала внимание на то, что необходимых результатов следует добиваться не в рамках изучения предметов, а за счет формирования общеучебных навыков и умений. Таким образом, с учетом специфики образовательных задач начальной школы устанавливается логическая связь между умением учиться (которое складывается из набора отдельных умений) и ФГ. Среди этих базовых умений нужно особо выделить группу так называемых “учебно-информационных”, то есть способность работать с различными источниками учебной информации. Эту способность нужно формировать с учетом изменений, происходящих в образовательной среде, которые по-новому определяют умение учиться, включая в него владение цифровыми инструментами учебной деятельности. Очевидным представляется важность умения работать не только с письменными и устными текстами. С учетом широкого распространения в современном мире различных мультимедийных источников информации можно также выделять умения работать с графической информацией (статической и динамической), а также с числовой информацией, по-разному представленной (таблицы, графики).

В младших классах понятие «грамотность» является ключевым. Оно рассматривается как основа и для дальнейшего обучения, и для социального поведения. Таким образом, для формирования основ ФГ необходимо соединить традиционные для отечественной педагогики представления об образовательных задачах начальной школы с теми процессами, которые сегодня развиваются в информационно-образовательной среде. В цифровых практиках гораздо больше места отводится самостоятельной работе ученика с учебным материалом, включая информационные ресурсы по различным областям знания, в учебной, проектной, исследовательской, творческой деятельности используются разнообразные цифровые инструменты. Обучение становится активным, ученик сам во многом определяет источники информации, выбирает образовательную траекторию и свое учебное поведение.

С учетом специфики начальной школы представляется практически значимой трактовка, предложенная выдающимся российским лингвистом и педагогом А.А. Леонтьевым. Согласно его формулировке, “функциональная грамотность — это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо)”. Ценность этой определения заключается в том, что оно связывает ФГ с грамотностью традиционной: чтением и письмом. Сегодня эти понятия следует трактовать расширительно, с учетом возможностей цифровых технологий в части представления информации и использования различных инструментов активной учебной деятельности.

А.А. Леонтьев «Педагогика здравого смысла», 1999 г.

В исследовании “Российская школа. Начало XXI века” уточняется: “Важно отметить, что в настоящее время функциональная грамотность рассматривается как навыки работы с информацией, представленной в таких различных форматах, как печатные и  визуальные материалы (книги, журналы, знаки, постеры и т. д.), а также различные медианосители (радио, телевизор, компьютер или смартфон)”.

Таким образом, на всех ступенях обучения, начиная с младших классов, учебно-информационным умениям следует уделять особое внимание. Особенно значимы эти умения в период, когда школьники готовятся к изучению нового сложного предметного материала, приступают к индивидуальной или групповой проектной деятельности. В такие ключевые моменты образовательного процесса педагоги должны проявить максимум внимания к тому, чтобы выявить у своих учеников дефициты ФГ и постараться их компенсировать. Если этого не будет сделано, можно не сомневаться, что многие обучающиеся не смогут достигнуть планируемых результатов. 

Именно из овладения учебно-информационными умениями складываются на начальной ступени основы ФГ, которые и являются необходимым условием результативного учения и дальнейшей социальной адаптации. Требуемый набор умений и навыков – общий для всех, но формироваться он должен благодаря индивидуальной работе с каждым обучающимся. В данном случае речь идет не о том, чтобы выбрать для каждого учащегося те или иные разделы для изучения. Уверенное выполнение учебных действий, а не сумма полученных знаний, является критерием умения учиться. Учитель начальных классов должен добиться, чтобы каждый его ученик смог овладеть базовым набором умений, двигаясь при этом в комфортном для себя темпе и получая – по мере необходимости – помощь и поддержку взрослых.