Вебинар №2
Можно ли рассчитывать, что цифровая трансформация поможет в решении тех проблем, которые стоят сегодня перед начальной школой? Удастся ли с помощью новых технологий снизить нагрузку на детей и взрослых, улучшить организацию обучения, психологический климат в школе, добиться более гармоничных отношений между субъектами учебного процесса?
Чтобы попытаться ответить на эти вопросы, нужно сперва разобраться, в чем заключаются проблемы школьной неуспешности многих обучающихся? Этой теме посвящен сборник статей «Проблемы школьной неуспешности детей и пути ее преодоления», который опубликовало издательство «Просвещение» в серии «Педагогический нон-фикшн». В сборник, составленный В.С. Басюком, вошли статьи ведущих экспертов в области возрастной психологии и физиологии. Их взгляд на школьные проблемы может быть интересен и полезен педагогам-практикам, которые работают сегодня в детьми младшего школьного возраста. А для нашего проекта актуальной темой является оценка образовательного потенциала цифровых технологий и рисков, связанных с процессом цифровой трансформации.
Сборник открывает статья профессора, академика РАО М.М. Безруких «Школьная неуспешность как комплексная проблема обучения». Этот текст содержит анализ наиболее значимых школьных факторов риска. В контексте предстоящей цифровой трансформации актуальной представляется следующая формулировка М.М. Безруких:
«Изменяя условия школьной жизни, можно действовать как во благо, так и во вред ребёнку. Можно повысить его работоспособность, сделать работу эффективной и увлекательной, а можно довести его до предельного утомления за несколько минут, создав стрессовую ситуацию, – и получить в результате не только неудовлетворительные результаты обучения, но и нарушения физического и психического здоровья».
Безруких М. М. Школьная неуспешность как комплексная проблема обучения// Проблемы школьной неуспешности детей и пути её преодоления. Книга для учителя / авт.-сост. В. С. Басюк. — М.: Просвещение, 2023. — С. 7-21.
Содержание вебинара — разговор о том, какие изменения в школьной жизни, связанные с цифровизацией, могут смягчить существующие проблемы, а какие следует вводить с максимальной осторожностью, учитывая возрастные особенности обучающихся и другие специфические факторы, действующие в начальной школе. В первую очередь, речь нужно вести об изменении в отношениях между учителем и его учениками.
Уже давно всеми признано, что цифровые технологии потенциально могут обеспечить новое качество образования и в содержательном, и в инструментальном, и в психолого-мотивационном плане. Разнообразие форматов представление учебного материала, мультимедийность, интерактивность, расширение информационного пространства. Перечислять можно долго, но если задуматься, придется признать, что все эти плюсы – для ученика, а взрослые и, прежде всего, учителя, скорее всего, столкнутся с новыми проблемами прежде чем освоятся в цифровой образовательной среде.
Конечно, школа работает ради детей. Но если новые технологии лишь создают педагогам неудобства, ничем их не компенсируя, то наивно будет рассчитывать, что цифровая трансформация школы пойдет успешно. Поэтому, заботясь об учениках и их результатах, ни в коем случае нельзя забывать о том, что и учитель должен получить какие-то новые профессиональные инструменты, делающие его труд более эффективным и творческим.
Нет смысла тратить время на обсуждение распространенных страшилок об искусственном интеллекте (ИИ), который якобы вовсе вытеснит учителя из школы. Если это и произойдет когда-то, то уже не в той цивилизации, в которой мы живем сейчас. А пока адепты концепции ИИ говорят на публичных мероприятиях о том, что они готовы снять с учителя часть повседневной нагрузки, передав некоторые функции педагога компьютерной системе. Интересно было бы узнать поточнее, что они имеют в виду? Может быть, предоставить ИИ возможность вести занятия? А что тогда должен делать учитель? Ради чего он существует в школе? Нет, конечно, учить детей – это право и обязанность педагога, “ключ без права передачи”. Но давайте все же задумаемся, не найдутся ли среди многочисленных функций учителя такие, которые не жалко было бы отдать компьютеру – полностью или частично. Может, это окажутся не такие сложные интеллектуальные задачи, удастся обойтись доступными цифровыми инструментами, а не дожидаться наступления грядущей эпохи ИИ.
Какие рутинные обязанности отнимают у учителя много времени и нервной энергии? Если спросить тех, кто работает в школе, среди наиболее популярных ответов окажутся и большая учебная нагрузка, и постоянная проверка заданий, и сложное общение с родителями, и составление бесчисленных отчетов. Могут ли цифровые технологии снять часть повседневной нагрузки с педагога без потери качества образования? Если да, то именно в этом поле и следует искать ключи к успешной цифровизации школы при заинтересованной поддержке педагогического коллектива.
Представим себе, что учебный процесс не на словах, а на деле будет перенесен в цифровую образовательную среду. Компьютеры станут рабочими инструментами и для учителей, и для обучающихся. Какие плюсы смогут извлечь из этого педагоги? Начнем с контроля текущих образовательных результатов в ходе обучения. В традиционно выстроенном учебном процессе главная роль отводится учителю. Он управляет работой своего класса, он же проверяет, насколько успешно ученики усваивают материал. В силу естественных ограничений учитель не может постоянно направлять и контролировать работу каждого обучающегося. Ему приходится подстраиваться под средний темп работы учебного коллектива и надеяться, что все ученики справятся с поставленной перед ними задачей. Реальный контроль осуществляется позднее, когда выполняется проверочная и контрольная работа, но эти результаты уже слабо влияют на дальнейшую учебную работу класса.
Особенно заметно проявляются минусы фронтальной работы, когда учебный коллектив неоднороден по своему составу. Когда весь класс синхронно выполняет одни и те же действия, учителю трудно обеспечить рабочий ритм, подходящий для всех учеников. Одни быстро справляются с заданиями, а после этого или скучают без дела, или торопят учителя, вынуждая его двигаться дальше. Те кто послабее не могут действовать в комфортном для себя темпе, отстают от товарищей, раздражаются или, напротив, теряют интерес и впадают в апатию.
Недостатки этой модели организации учебного процесса давно выявлены педагогической наукой, которая призывает больше внимания уделять индивидуальным особенностям каждого обучающегося. Такой подход, однако, требует и постоянного контроля со стороны учителя, особенно в начальной школе, где дети еще не в полной мере способны к самооценке и самоуправлению в процессе обучения.
Что может изменить в этом плане цифровизация? Если учебные, проверочные, контрольные задания выполняются в цифровой форме, то педагог может по крайней мере частично передоверить проверку компьютерной программе, она проанализирует ответы, выявит ошибки и сообщит результат ученику. Если речь не идет о контрольной работе, итоговой аттестации, у ученика появляется возможность самостоятельно проделать “работу над ошибками” и представить исправленный вариант для повторной проверки. Учитель уже в значительной степени освобожден от функций контролера, он уже не должен постоянно следить за работой всех своих учеников. Можно больше внимания уделять тем обучающимся, которые на данном этапе испытывают трудности, а остальным предоставить работать самостоятельно (что признается безусловно полезным для личностного развития ребенка). Получается, что цифровые инструменты, предоставляемые учителю для сопровождение учебного процесса, способствуют установлению более продуктивных отношений между педагогом и его учениками.
Вот реальный пример того, как компьютер становится помощником учителя, разгружает его от выполнения рутинных обязанностей, освобождает время для других функций и, в первую очередь, для индивидуальной работы с учениками, адресной помощи отстающим. Изменение отношений между учителем и учеником, связанное с использованием на уроке компьютера, важно и для формирования психологических установок ребенка. Компьютерная программа предоставляет ученику возможность узнать, правильными или ошибочными были выполненные действия и, тем самым, у ребенка постепенно включается механизм управления своим учением. Реакция компьютера на учебное действие носит объективный характер (и это хорошо понимают даже дети младшего школьного возраста). На оценку не влияет отношение уже сформировавшееся отношение учителя конкретному ученику и другие субъективные факторы. Привыкнув к цифровой практике, ребенок начинает рассматривать компьютер как инструмент собственной деятельности. Обратная связь – сигнал о правильном или ошибочном действии – постепенно становится для него фактором объективной самооценки.
Следующий шаг может быть сделан, если цифровые технологии помогут не только оценивать конкретные учебные действия, но и решать более общую задачу – анализировать учебное поведение обучающихся. Аналитика данных – это поле для различных алгоритмических решений. Часть из них доступна уже сегодня, а в перспективе, возможно, удастся использовать для интерпретации собранных сведений самообучающиеся нейросети, то есть собственно ИИ. Но даже в этом случае компьютерный “советчик” остается инструментом в руках педагога. Если он и предлагает – на основе анализа данных об ученике – то или иное решение, то учитель ни в коем случае не должен бездумно следовать инструкции ИИ. Его право и обязанность – соотнести полученную рекомендацию с собственным видением ситуации и выбрать адекватное решение.
Постепенно расширяя сферу применения цифровых инструментов для мониторинга текущих результатов, можно построить на этой технологической основе и всю систему внутришкольной оценки качества. Тогда для проведения диагностических исследований и проверочных работ уже не потребуется нарушать учебный ритм: все необходимые сведения могут быть собраны в виде цифрового следа непосредственно в ходе учебного процесса. То же самое можно отнести и к официальной аттестации (хотя в этом отношении свобода школы жестко ограничена спускаемыми сверху регламентами). Однако все же попробуем сравнить разные технологии проведения подобных процедур.
Например, предстоит аттестация, которую должны пройти все школьники. Если она проводится в традиционной форме, то предстоит размножить в большом количестве бланки для ввода ответов, раздать ученикам, затем собрать, обработать данные об ответах обучающихся, свести их в отчетные формы, переслать эти формы в центр, ответственный за сбор и обработку результатов.
Теперь представим себе ту же аттестацию, но с использованием цифровых технологий. Нет необходимости размножать бланки – они заполняются в электронной форме, ответы сразу же обрабатываются компьютером, результаты автоматически заносятся в заранее подготовленные шаблоны, из которых автоматически генерируются отчеты. Конечно, так произойдет только в том случае, если весь процесс заранее продуман и выстроен в технологическую цепочку. При правильно организованной процедуре основная часть действий передается от педагогов компьютерным программам. Проведение аттестации – не самая приятная обязанность учителя, но пусть она хотя бы не требует таких больших усилий, временных затрат, нервной энергии. Сегодня об этом можно только мечтать, но уже сейчас очевидны преимущества, которые могут быть достигнуты благодаря использованию цифровых технологий в оценивании.