Вебинар №1
С чего начать поиск своего пути в “цифровое” будущее? Прежде всего, давайте перестанем пугать себя и друг друга страшилками в стиле аврального перехода на дистанционное обучение времен начала пандемии. Цифровая трансформация – это стремление школы отвечать требованиям времени. Если мы готовы признать, что мир изменился, то уместно начать с поисков ответа на вопрос: а как эти изменения отражаются в действиях, совершаемых в ходе учебного процесса обучающимися и педагогами?
Сначала поговорим о том, как может измениться учебная деятельность и какие новые возможности предоставляют цифровые технологии обучающимся. Педагогам, вероятно, не нужно долго объяснять, насколько значимы для когнитивного и личностного развития действия, которые совершаются в ходе учения, и инструменты, с помощью которых эти действия совершаются. «Вся мыслительная деятельность человека перестраивается благодаря этим орудиям, некоторые умения и действия становятся ненужными, одни передаются орудиям, другие видоизменяются. Вся структура поведения пересоздается, совершенно так же, как техническое орудие пересоздает весь строй трудовых операций». Если следовать этой мысли Выготского, то учителю необходимо разобраться, как может сказаться на мышлении и поведении ребенка замена традиционных методов и инструментов деятельности на цифровые.
Выготский Л.С. Инструментальный метод в психологии // В Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 1, М., издательство «Педагогика», 1982, сс. 103-108.
Давайте задумаемся, как начальная школа формирует базовые навыки и умения, составляющие понятие “грамотность”. Например, как мы учим детей читать. Зададимся вопросом: есть ли разница между чтением бумажной книги (например, учебника) и чтением с экрана? Психологи из РАО провели специальное исследование, чтобы выяснить, не ухудшается ли при экранном чтении понимание текста ребенком. Результаты с одной стороны обнадеживающие: нет, хуже не становится. Но с другой стороны, эксперимент подтвердил, что школьники в своей массе плохо владеют различными техниками чтения, не могут сконцентрироваться на содержании прочитанного, ответить на простые вопросы.
Панов В.И., Патраков Э.В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия: монография/ М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Курск: «Университетская книга», 2020. –199 с.
Поскольку без уверенного чтения невозможно никакое результативное обучение, проблемой функционального или смыслового чтения занимаются и учителя начальной школы, и педагоги-словесники, и логопеды, и психологи. Возникает вопрос: могут ли помочь в отработке техник чтения цифровые технологии? В чем может заключаться преимущество экранного представления текста над книжным? Ответы здесь могут быть предложены разные, но для нас сейчас важнее не ответы, а сами вопросы, потому что именно появление вопросов свидетельствует об осознании реальной проблемы и начавшемся поиске путей их решения. Когда (и если) возможные инструменты для тренировки техник чтения будут найдены, их следует обязательно подвергнуть строгой проверке на соответствие школьным требованиям, включая гигиенические. Если разрешение на использование будет получено, дальше все будет зависеть от практиков образования. От того, насколько учителя готовы осваивать новые учебные инструменты ради достижения реальных образовательных результатов. Таким образом, на этом примере мы видим, как через понимание новых возможностей и сопутствующих рисков может появиться инновационное решение, в котором цифровые технологии служат решению педагогической задачи.
Мы рассмотрели только один пример, но аналогичным образом рассуждая, можно прийти к цифровым учебным практикам и для формировании навыков письма, счета, конструирования, рисования и т.д. Но не следует ограничиваться только теми действиями, которые нам хорошо знакомы по традиционным школьным урокам. Электронный гаджет: планшет или даже смартфон – расширяет набор инструментов, доступных ребенку “здесь и сейчас”. Например, каждый может записать свой голос и потом прослушать, как он звучит. Зачем это может понадобиться в школе? Хотя бы для формирования объективной самооценки. Как ребенок может оценить свою речь, декламацию, пение? Он же себя не слышит… Если он декламирует стихотворение, оценить чтение (дикцию, выразительность) могут его одноклассники (иногда они смеются) и учитель. А вот если бы предложить ему дома порепетировать чтение, самому оценить результат и попытаться улучшить его, то мы могли бы получить важный личностный результат, который особенно ценен в начальной школе. “Послушать себя со стороны” – не единственный полезный педагогический прием, который может быть использован, когда в распоряжении детей и взрослых есть цифровые инструменты. Каждый опытный педагог может предложить самые разнообразные “фишки”, если только перестанет пребывать в плену традиционных представлений об учебных техниках и выйдет за рамки их очевидных технологических ограничений.
Если ученик написал сочинение на бумаге, чрезвычайно сложно представить себе дальнейшую работу над текстом. Даже просто исправляя ошибки и опечатки, ребенок начнет “пачкать в тетради”. А переписывать все заново – слишком большая (и почти бессмысленная) трата времени. Совсем другое дело – если это сочинение существует в электронном виде. Здесь работа над текстом не завершается написанием исходной версии, а только переходит в следующую фазу. Текст редактируется, перестраивается, форматируется, иллюстрируется – все это доступно в текстовом редакторе. Так из простого учебного задания может вырасти целый творческий проект. Остается только вписать новые инструменты и виды деятельности в общую дидактическую и методическую логику. Для этого, конечно, нужно быть компетентным не столько в цифровых инструментах, сколько в педагогике.
А теперь попробуем взглянуть на задачи начальной школы шире и не будем сводить их к формированию навыков и умений. Среди других ожидаемых результатов можно выделить социализацию ребенка, его адаптацию к той среде, в которой он живет и учится. С первого же учебного дня он начинает знакомиться со школой: узнает своих товарищей по классу, постепенно осваивается в школьном пространстве. Он должен запомнить, где находится его рабочее место, шкафчик, в котором хранятся личные вещи, и т.д. Так школа постепенно становится для ребенка комфортной средой обитания, где знакомы и понятны все “правила жизни”.
А теперь представим себе, что образовательная среда дополняется цифровыми активностями. В цифровом пространстве тоже требуется своего рода социализация, привыкание к правилам и регламентам, умение избегать ошибочных действий. Важно знать, как войти в свое личное образовательное пространство (личный кабинет), помнить коды доступа… И не просто помнить, а понимать, что пароль – это ключ, который не следует передавать другим людям, и – в свою очередь – не стремиться овладеть чужими ключами. Еще важно научиться, где хранить свои рабочие материалы, как правильно называть файлы, как раскладывать их по папочкам. Если этой премудрости не освоить, потом будет очень сложно быстро найти то, что потребуется, среди многочисленных электронных документов, каждый из которых может существовать в нескольких версиях. Важно не забывать и том, что файлы приходится переносить с одного компьютера на другой, чтобы продолжить работу. В этом механизме тоже нужно разобраться, начиная свой учебный маршрут. Короче говоря, в цифровом мире тоже должен поддерживаться разумный порядок, у каждого компьютерного пользователя должна быть сформирована “цифровая культура”. А кто поможет ребенку освоиться в новом для себя мире – цифровой образовательной среде, – если этого не сделает школа.
Какой можно сделать вывод? На начальной ступени не требуется какой-то кардинальной перестройки учебного процесса – педагогические цели остаются теми же. Нужно просто перестать воздвигать барьеры для проникновения в образовательное пространство тех способов и инструментов действий, которыми все мы пользуемся в повседневной жизни. Тогда в дополнение к традиционным результатам у обучающихся будет обеспечена первичная “социализация” в цифровом мире и сформировано умение выполнять учебные (и не только учебные) действия с помощью цифровых инструментов. От учителя, заинтересованного в том, чтобы перевести свой учебный процесс на “цифровые рельсы”, требуется лишь ясное понимание педагогических задач и образовательных результатов, которых нужно помочь детям добиться в начальной школе.