Проекты

Образовательные проекты

Конструктор учебных ресурсов и сценариев

ИЦ ТСО разработал программный инструмент для школьных учителей, заинтересованных в создании собственных цифровых учебных ресурсов.

Конструктор учебных ресурсов и сценариев (КУРС) был передан для апробации, обучения учителей и дальнейшего использования во все районные центры информационных технологий (ЦИТы) Ленинградской области. ИЦ ТСО осуществлял методическое и техническое сопровождение работы ЦИТов с учителями школ, участвовавшими в апробации КУРСа и его дальнейшем использовании для создания электронных учебных материалов по различным предметам школьного курса.

Основы пожарной безопасности

По инициативе Благотворительного фонда «Детская больница» при ДГКБ №9 им. Г. Н. Сперанского (Москва) и при поддержке Управления МЧС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области было разработано учебное мультимедийное пособие для школьников «Основы пожарной безопасности». На Всероссийском мультимедиа-фестивале «КОНТЕНТ» пособие получило специальный приз «За точное понимание педагогических задач».

Технологии Sanako Study

Специалисты организации занимались локализацией и продвижением в российскую систему образования технологий обучения языковым дисциплинам, разработанных финской компанией Sanako.

Были созданы русскоязычные пользовательские интерфейсы для программ Study 500, Study 700, Study 1200. Разработано и опубликовано методическое пособие для учителей на русском и английском языках. Разработаны учебные программы для курсов повышения квалификации учителей. Проведены ознакомительные семинары и курсы в школах Санкт-Петербурга. На основе технологий Sanako Study разработана концепция компьютерной лаборатории искусств, прошедшая апробацию в 3 гимназиях города.

Технологии когнитивной визуализации

Специалисты организации приняли участие в выполнения госзаказа Департамента образования Правительства Москвы «Разработка когнитивных технологий визуализации с применением интерактивной белой доски». В ходе НИОКР было обосновано применение методов когнитивной визуализации в преподавании различных предметов школьного курса.

Информатика и STEM

Говоря о содержании столь значимого предмета, как информатика, полезно сравнить существующую в России ситуацию с тенденциями, проявляющимися в других странах. В этом плане стало уже общим местом проведение аналогии с комплексом STEM, который выполняет в ряде стран функцию интегратора математики, естественных наук и технологий. Действительно, это сходство можно проиллюстрировать примерной схемой, на которой некоторые разделы, имеющие отношение к предмету информатики, соотнесены к разным составляющим комплекса STEM.


Эта схема, разумеется, не претендует на исчерпывающий характер. Это попытка привести примеры того, какие компоненты информатики можно рассматривать, так сказать, в координатах STEM, чтобы соотнести отечественный опыт с популярной ныне концепцией. Наиболее последовательно в России развивалось направление “M”. Это совсем не удивительно: математическое образование и сейчас сохраняет некоторые привилегии. Направление “T” также находится в фокусе внимания, хотя во многих учебниках по-прежнему делается акцент на пользовательские инструменты, а более “продвинутые” технологии (например, облачные) находятся на периферии. Направление “S” меньше других поддержано в курсе информатики. Основы естественных наук в отечественной традиции преподавались, в основном, на теоретическом материале, а распространение лабораторных комплексов в массовой школе сдерживалось теми же факторами, что и продвижение учебных конструкторов. К тому же сейчас естественные науки считаются наименее востребованными учащимися и родителями, что бы при этом ни говорилось о важности научно-технического развития страны. Остается не рассмотренным направление “E”. Здесь наши позиции в сравнении с зарубежным опытом выглядит наименее выгодно. В нашей школе нет традиции включения инженерных дисциплин в массовые учебные практики. Интерес к практической деятельности в этой сфере в разные эпохи проявлялся по-разному (радиолюбительство, самостоятельная сборка компьютеров, робототехника), но все это, как правило, оставалось уделом увлеченных подростков, но не рассматривалось как регулярные учебные практики массового обучения.

Таким образом, положение с содержанием предмета информатики действительно может рассматриваться в контексте современного увлечения идеей STEM. Деликатность ситуации, однако, заключается в следующем. Ряд стран (и в том числе США, где научно-техническое образование никогда не было сильной стороной школьного обучения) разработали на высоком административном уровне программы мероприятий по расширению сферы изучения дисциплин, определяющих темпы научно-технического прогресса, определив их в рамках концепции STEM. Эта тенденция не ускользнула от внимания отечественных экспертов, которые все чаще ссылаются на интегрирующую роль STEM, как на передовой педагогический опыт. Парадокс, однако, в том, что дидактика STEM во многом сходна с фундаментальными положениями образовательной доктрины позднего советского периода, которое теперь принято обвинять в сциентизме и других подобных грехах. Здесь, конечно, стоит обратить внимание, как американское образование стимулирует интерес к математике и естественным наукам, ассоциируя их с техническими приложениями, столь актуальными в сегодняшнем мире. В советской школе об этом не задумывались, тогда “агитировать” за математику и физику не требовалось. Сегодня, правда, ситуация с основами наук в российской школе ближе к американской, чем к советской.

Судя по всему, главным ориентиром на пути внедрения идей STEM оказываются те самые идеи, которые способствовали появлению школьной информатики. Тем важнее сейчас разобраться в том, какие цели ставили основоположники, что удалось и чего не получилось. Сделать это необходимо с учетом реальных процессов информатизации и компьютеризации, произошедших в мире за прошедшие полвека.

Подробнее – см. статью Д.Д. Рубашкина «Место предмета “информатика” в общем образовании»

«Лаборатория искусств»

В формировании творческой личности одно из самых значимых мест занимает искусство. Возникает насущная необходимость раннего приобщения детей к музыке, искусству, развития творческих способностей и выявления одаренности, воспитания духовной культуры ребенка. Решение этой проблемы предполагает поиск новых педагогических технологий, которые позволят оптимизировать учебный процесс для приобщения каждого к высокотехнологической и высокохудожественной человеческой деятельности. В частности, путем создания т.н. компьютерных лабораторий искусств для изучения дисциплин гуманитарного и эстетического цикла, которые позволили бы гибко и разносторонне использовать богатый педагогический инструментарий традиционного обучения и безграничные возможности компьютера. Лаборатория может использоваться для занятий учащихся с 1 по 11 классы.

Основные технологии, формирующие модель:
Педагогические: В основе организации деятельности в лаборатории искусств лежат авторские инновационные подходы, нацеленные на создание условий для всестороннего комплексного развития личности ребенка, в том числе творческого мышления, умения вести дискуссию, сопоставлять различные точки зрения, вырабатывать, корректировать и аргументировать собственное мнение, создавать собственные музыкальные произведения искусства и т.п. Применяются разнообразные методики по работе с произведениями изобразительного искусства, освоению окружающего мира через изучение вещей и материалов, исследованию культурно-исторических процессов, изучению основ музицирования на миди-клавиатуре, освоению методов создания музыкальных произведений с применением специальных компьютерных технологи и т.п.. Занятия происходят в лаборатории с компьютеризированными рабочими местами, что позволяет сделать акцент на индивидуальную и групповую работу учащихся под наблюдением преподавателя.
IT: Используемые компьютерные модели и инструменты также можно рассматривать как электронные существенные элементы, позволяющие расширить возможности решения педагогических задач, в том числе развить у детей навыки работы с разнообразными формами и источниками информации. В состав лаборатории включаются программные инструменты творческой и исследовательской деятельности, позволяющие анализировать произведения искусства (аутентичные тексты, репродукции художественных произведений и фотографии различных артефактов, фрагменты музыкальных произведений, видеофрагменты фильмов и т.п.), представленные в формате цифровых образовательных ресурсов. Используется сетевая технология постоянного мониторинга работы учащихся с возможностью организации диалога между учеником и учителем без отвлечения внимания остальных.

Эксперимент по внедрению апробационного решения проводился под научным руководством Д.Д. Рубашкин в гимназии №166 Центрального района Санкт-Петербурга

 


© АНО «Инновационный центр «Технологии современного образования» 2004-2020


Главная

Проекты

Публикации

Об организации

Контакты